Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Романтическая «Олеся» — это прививка от цинизма

Версия для печатиВерсия для печати

Светлая героиня Куприна на камерной сцене охлопковцев
 

К новой премьере готовится постановочная группа Иркутского академического драматического театра имени Н.Охлопкова — на камерной сцене вовсю идут репетиции спектакля по повести Александра Куприна «Олеся».
 

Ставит спектакль заслуженный работник культуры России, режиссер, педагог Валентина Дулова, с которой встретился наш корреспондент.
 

- Валентина Александровна, у Куприна написана очень романтическая история — и вы поселяете ее в ситуацию сегодняшней жизни, напрочь лишенной романтизма...
 

- Обретая у нас свое сценическое воплощение, этот материал тем не менее подпитывается сегодняшней жизнью. Я не могу без боли видеть тот наплыв цинизма, пошлости, примитивизма, в котором люди существуют каждый день. Особенно волнует состояние молодежи - внешнее, переходящее во внутреннее; этот, если можно так сказать, культ поп-культуры. Этих девушек, ребят, которые жуют жвачку, пьют пиво, грубо ругаются, хочется повернуть лицом к чему-то другому - более чистому и светлому. Это, думаю, непросто. Ведь сегодня быть сентиментальным - стыдно, в моде высмеивать искренние чувства, всех как-то больше устраивает это моральное неглиже.
 

 

То есть спектакль в первую очередь обращен к молодому зрителю. Ведь и герои молоды. Между ними вспыхивает красивая, пылкая любовь, которая рождает другое чувство - ответственности за эту любовь. И трагедия купринских героев в том, что юноша не выдерживает груза этой ответственности - перед глубиной и первозданностью чувств Олеси он выглядит слабее, неопытнее, он неспособен по-мужски защитить ее...
 

- По-моему, играть такой спектакль сегодня очень непросто. Ведь здесь нужна предельная естественность и искренность, есть опасность впасть в излишне сладкую романтику, и в таком случае материал вызовет в душе зрителя только отторжение.
 

- Чтобы излишне не форсировать эмоции, мы и выбрали камерную сцену. При этом мы понимаем, что герои должны быть современны, а для этого актеры должны понимать и тему, и подтекст этой истории; что современным должен быть сам способ их существования на сцене. Хочется, чтобы эта полесская легенда дошла до зрителя со всеми своими опенками, чтобы залу был понятен пафос постановки. Может быть, в идеале, - чтобы нынешние молодые люди по-хорошему позавидовали тем чувствам, пусть хотя бы на эмоциональном уровне.
 

- Я знаю только повесть Куприна. Кто инсценировал ее?
 

- Пьесы такой нет, а инсценировку написала я сама.
 

- Наверное, не ошибусь в предположении: «Олеся» любима вами с юности, не так ли?
 

- Да, я вообще люблю Куприна, его женщины - Суламифь, Олеся - вызывают у меня какое-то нежное и трепетное чувство, и одновременно я вижу, что это сильные женщины, эмоционально яркие. И к сожалению, рядом с ними оказываются слабые мужчины...
 

- Вот эта линия, наверное, самая актуальная и в наши дни?
 

- И в наши дни, и во все другие времена. Как многие современные мужчины, молодой паныч у Куприна ничего не решает. Она сообщает ему об опасности, которая ей грозит, ей и ее бабушке, - а он твердит: «А я, Олеся? А обо мне ты подумала?» И вместо того, чтобы помочь обеим женщинам бежать, укрыться, спастись, он предоставляет девушке самой и право выбирать, и необходимость защищаться или спасаться бегством...
 

- Вашему внутреннему взору не мешают кинообразы этой героини, исполненные в разное время так талантливо?


- Я видела в свое время Марину Влади в роли Олеси, но это было достаточно давно; фильм с Людмилой Чурсиной вообще видела только фрагментами, так что, можно сказать, никакие стереотипы мне сегодня не мешают. Более того, все-таки у фильма и у спектакля настолько разная стилистика, разные возможности и разные задачи, что мы сегодня все это продумываем и решаем без учета чужого опыта.

 

- Валентина Александровна, на одной из последних репетиций я видела работу Светланы Светлаковой в роли Олеси, ее партнера Александра Дулова, а также заслуженной артистки РФ Тамары Панасюк (бабушка Мануйлиха) и артиста Юрия Десницкого (Ярмола). Кто еще в вашей команде играет, кто занят в постановке?
 

- Из актеров в другом составе будут работать Милена Антипина и Александр Братенков в главных ролях, Игорь Чирва (Ярмола), заслуженный артист России Виталий Сидорченко (урядник). А по постановочной части сценографию делает заслуженный деятель искусств России Александр Плинт, художник по костюмам Галина Пантелеева, музыкальное оформление - заслуженный работник культуры России Валентина Цветницкая. Помощник режиссера - Евгений Попов.

 

Фото: Анатолия Бызова
Премьера назначена на 27 октября.

Автор: 
Любовь Сухаревская
18.10.2005