Будь в курсе
событий театра

Радость жизни по Евтушенко

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Пропитанным оптимизмом и любовью не только к жизни, но и даже к смерти, получился спектакль «Нет лет» по поэзии Евгения Евтушенко Московского театра драмы и комедии на Таганке, в постановке актера и режиссера Вениамина Смехова. Произведение показали на сцене Иркутского драмтеатра 15 и 16 сентября, а 17 сентября в Зиме, на родине поэта. Гастроли состоялись в рамках государственной программы Иркутской области «Развитие культуры» на 2014–2018 годы.
 

В проекте приняли участие 32 актера театра на Таганке, среди которых как молодые артисты, так и ветераны сцены, актеры Анатолий Васильев, Татьяна Сидоренко, Алексей Граббе и режиссер спектакля «Нет лет» Вениамин Смехов. Кстати, создавая постановку, он возродил один из жанров, открытых Таганкой.
 

– Одним из достижений «золотого века» театра на Таганке, который длился с 1964 до 1980 годов, был жанр поэтического представления – свидетельство театра о том, что стихи могут все, – пояснил Вениамин Смехов. – В январе 1965 года мы сыграли стихи Андрея Вознесенского в «Антимирах». Спектакль шел 800 раз, и в зале не было ни одного свободного места. После этого были постановки по стихам Пушкина, Маяковского, погибших поэтов и Евтушенко – «Под кожей статуи Свободы». Это было время подтекстов, когда зритель понимал больше, чем разрешала цензура. И Таганку тогда очень любили, называли островом свободы в не свободной стране. Поэтому поставить поэзию Евтушенко театру было важно и в новое время – время бизнеса в искусстве.
 

Премьера спектакля состоялась 23 апреля 2013 года в Москве с посвящением народному артисту России Валерию Золотухину, с тех пор постановку показывали чуть более 30 раз.
 

– Спектакль нельзя играть слишком часто, чтобы не потерять этого особого настроения, – пояснил Вениамин Смехов. – Я не работаю в театре на Таганке много лет, но по просьбе Валерия Золотухина, который взвалил на себя ношу руководства и за один год успел сделать шесть спектаклей, согласился создать эту постановку. Мы должны были вместе с ним быть на сцене, но он ушел из жизни в начале репетиций, поэтому спектакль посвящен его памяти. Именно по просьбе Золотухина и Евтушенко, я написал композицию, которая оказалась удачной, а спектакль совершенно неожиданно принес радость и актерам, и зрителям. Мы играли его в Москве, Екатеринбурге, на Грушинском фестивале в Самаре, в Сеуле, в грандиозном зале ЮНЕСКО в Париже. На спектакле был сам Евтушенко, приехав после сложнейшей операции, смотрел спектакль, плакал и улыбался.
 

Возможно, потому что настроение спектакля оказалось удивительно созвучным не только поэзии знаменитого шестидесятника, но и его личности – сильной, многогранной и, кажется, не терявшей оптимизма даже в самых сложных жизненных ситуациях. Вот что написал сам поэт в письме к актерам театра после просмотра спектакля: «Поздравляю вас, ибо спектакль обладает втягивающим в воронку эффектом – из него уже скоро невозможно выйти, поэтому и не выходят. Все зрители закружены сценой, как каруселью, пришли поразвлечься, а вдруг попадают в собственные муки совести, и что самое главное – они уже полностью ваши, ибо ничего нет более покоряющего, чем искренность, исповедальность, любовь друг к другу. А вы, все участники, и друг друга любите, и зрителей, которых вы сделали из совершенно разных единым целым. Это сейчас редкость – такая неподдельная сердечность, которая завораживает стольких людей разного возраста и профессий, а если некоторые из них плачут, то чаще всего от радости. Я тоже грешным делом в некоторых местах всплакнул, и тоже от счастья».
 

Действительно, почти два часа спектакля без антракта смотрятся на одном дыхании. Не только благодаря удачному либретто, ведь спектакль музыкальный, и на сцене даже звучат живые инструменты – пианино, ударные, скрипка, труба, но и мастерству актеров, сумевших превратить стихи в захватывающее действо.
 

– Составляя композицию, я взял лучшие старые и новые стихи, тексты к знаменитейшим песням, которые пели Шульженко, Бернес, прозаические отрывки ругателей и тех, кто хвалит творчество Евтушенко, – пояснил Вениамин Смехов.
 

Помимо основного лейтмотива спектакля нового произведения поэта «Нет лет», где Евгений Евтушенко утверждает, что мы все себе придумываем старость и что сотня жизней не в другой, а в этой есть, а главным лекарством от этого недуга провозглашает любовь, в постановке несколько раз звучит стихотворение «Я разный». Здесь поэт также говорит: «И если я умру на белом свете, то я умру от счастья, что живу», провозглашая радость жизни. Пропитанная этим настроением постановка удивительным образом заражает зрителей оптимизмом. Недаром иркутяне так горячо приняли спектакль, устроив его участником долгие овации.


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Елена Орлова
19.09.2014