Будь в курсе
событий театра

Пять вечеров и всю жизнь

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Друзья и коллеги назвали его так сразу, когда остроумный, живой, обладающий хорошим вкусом молодой человек прибыл в труппу иркутского драмтеатра, сразу после Отечественной войны. Так называют его все театралы Иркутска и теперь, когда празднует свое 75-летие лауреат Государственной премии, народный артист России Виталий Константинович Венгер - Виля Венгер. Имя ласковое, близкое, любимое многие годы.

К своему дню рождения Венгер сделал публике два подарка. Во-первых, пять вечеров не сходил со сцены, всякий раз появляясь в новом обличий от Лира до Тевье, а сегодня выйдет к зрителю в самой трудной роли - юбиляра. Второй подарок - книга шутливых рисунков и коротких воспоминаний Виталия Константиновича об интересных людях, встретившихся в жизни.

Трудно что-либо пожелать большому артисту, наполненному светлой энергией и искристым, как шампанское, творчеством.

Пожелаем себе - премьер с его участием, книг, им написанных, аплодис-ментов, от которых нам не удержаться, когда на сцену выходит Виталий Венгер.

- КТО В ТЕАТРЕ СТОИТ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ?

Режиссер, конечно. Его видение возможностей каждого из команды. Но и актер должен понять точную задачу, а затем строить н: этом взаимоотношения с партнерами. Все взаимосвязано, взаимно проникновенно. Успех спектакль зависит от того, с кем имеешь деле и от качества вложения в него творческих сил режиссера, актера, художника, композитора - всех, кто причастен. Спектакль рождается в сговоре. Если договорились, поняли друг друга в главной идее, то остальное добавляется постепенно с той мерой таланта, которая отпущена, и, конечно, с тем умением, владением профессией, которые накопил. Режиссер остается движущей, направляющей силой в каждом театральном деле.

- ЕСТЬ ЛЕГКИЕ, не требующие слишком углубленного изучения пьесы. Может быть сравнимы они с историями, которые рассказывают друг другу соседи по вагону, чтобы скоротать время в пути. Но есть авторы, до которых хочется подниматься, наполняя себя все новыми мыслями и ощущениями, раскрывая неведомый мир, созданный воображением интереснейшей, талантливой или великой личности, вошедшей в историю культуры. Мы спешим, торопим события, создаем видимость понимания, а на самом деле «чешем все под одну гребенку». А в природе все по-друго-му, все индивидуально. Не созревает плод, пока не пришло время. Спектакль, любая актерская работа - тоже плод, которому необходим период вызревания. Это еще при условии, что почва хороша и полив обеспечен. Каждому спектаклю нужен естественный срок проживания. Вы любите борщ? Борщ варится два часа: сначала мясо, затем овощи, потом приправы. Нельзя приготовить его за час, даже если действовать в четыре руки. И все так - на все отведено свое особенное время.

Театральный процесс - производство весьма своеобразное. Я знаю, что многие режиссеры «стонут» от суетности сроков, отводимых на постановку, и отстаивают необходимость более тщательной, более длительной работы, более уважительного и тесного общения с автором. Бывают случаи удач и в короткий срок, продиктованный необходимостью, например, приезжий режиссер, который долго задерживаться не может. Тогда все должно очень точно совпасть: и избранная пьеса, и замысел режиссера, соответствие и согласие команды. Это случается не часто.

- ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО ДЛЯ АКТЕРА? Умение правильно перевести режиссерский язык. Режиссеры все разные. Актеру нужно иметь тонкий слух и владеть искусством перевода, точного перевода. Слушать и воспринимать то, что хотел выразить режиссер в каждом слове, в каждом предложении. Но только в том случае, когда режиссер знает, куда он стремится и что для этого нужно сделать. А есть режиссеры, которые не знают, чего они хотят сами от себя, от произведения, ничего не могут выстроить на сцене потому что им нечего нести актеру.

- САМОЕ ГЛАВНОЕ в театре -это зрительный зал, наполненный людьми. Но зал не может быть наполнен любой ценой. Знаете, когда заходит человек в магазин, он хочет купить не то, что ему предлагают, а то, что нужно, что совпадает с его желаниями. Есть сервелат, есть останкинская колбаса, а есть ливерка. Спектакли тоже бывают «ливерными». Часто говорят: «зритель «скушает»... Нет, не всякий, и далеко не все подряд. Этот вопрос всегда был, и сейчас на него ищут ответ: идти на поводу вкусов и запросов зрительской аудитории или, напротив, театр должен вести за собой. Ты как раз говоришь о том, что мы должны зрителя притягивать. А часто театр подменяет: проще прикрыться отработанными приемами, профессиональными «штучками», чем раскрывать душу, вытащить изнутри собственную боль или радость, обрамленную сценическим характером.

- Я ИГРАЮ Лира в четырех картинах с особым удовольствием, потому что в них нет суеты, есть возможность через внутреннее движение показать этот характер. В этих картинах я работаю по своему актерскому назначению. В других мне труднее, я иду на преодоление разного рода препятствий, чтобы быть услышанным, прочувствованным зрителем. Свет, ритмы, движения на маленьком пространстве, которое зовется сценой, должны вместе с актером рождать гармонию. Труднодостижимая и влекущая задача.

Телевидение нам уже несколько лет прививает клиповое восприятие искусства, любого, в том числе театрального. Яркие, сменяющие друг друга картинки привлекательны, но, я думаю, сущность театра, суть моей актерской работы - показать жизнь духа. А в КВНе нет жизни человеческого духа, хотя зрелищно, смешно. Мы сейчас все -кавээнщики. Мы утрачиваем спокойное, достойное, наполненное размышлениями о красоте отношение к жизни и к искусству.

Помните ансамбль «Березка», который совсем исчез, его не видят зрители, не знает молодежь? Это пример высокого искусства сценического образа, рожденного в России - нигде такой ансамбль больше не мог появиться. Умер За-волокин - и совсем перестал звучать баян, словно исчезла любовь к нему у многомиллионного зрителя. С экрана телевизора наступав! другой образ существования и обращения к публике. Замечательный ансамбль Аллы Духовой - техничные ребята, прекрасно движутся.. Но, простите меня, это очень быстро утомляет.

В ТЕАТР ЧЕЛОВЕК ВСЕ-ТАКИ, Я УБЕЖДЕН, И СЕГОДНЯ ИДЕТ ЗА ДРУГИМ: РАЗДЕЛИТЬ МИНУТЫ РАДОСТИ И МИНУТЫ ПЕЧАЛИ.

Автор: 
Ольга СОБОЛЕВА
18.04.2003