Последняя пьеса Вампилова
Разработка сайта:ALS-studio
В этом году фестиваль имени Александра Вампилова открыл Московский драматический театр имени А. С. Пушкина спектаклем "Прошлым летом в Чулимске", последней пьесой иркутского драматурга. Спектакль поставил заслуженный артист России Игорь Бочкин, где он сыграл главную роль - следователя Шаманова. Кстати, это режиссёрский дебют известного актера.
- Почему именно Вампилов? - Это моя мечта, - говорит Игорь Бочкин. - Горжусь тем, что не вырезал из пьесы ни единого слова. За каждую запятую дрался с актёрами, что называется в кровь. Успех постановки в Москве говорит о том, что Вампилов актуален и сегодня, хотя пьеса написана лет 40 назад. И драматургов такого уровня, как он, у нас нет. Об этом говорит тот факт, что наш театр репетирует четыре спектакля и все переводные: скоро выпускаем Вуди Алена.
И всё-таки режиссёр Игорь Бочкин изменил финал пьесы. У Вампилова Валентина прошла через насилие, и, кажется, отчаяние должно было поселиться в её душе, но утром она вновь чинит калитку. Она не потеряла веру в жизнь. У Бочкина судьба молодой девушки повисла в воздухе. Акцент был сделан на Шаманова, который в конечном итоге принимает решение выступить в суде и выполнить тем самым свой долг.
Галина Солуянова, исполнительный директор Иркутского областного Фонда им. А. Вампилова, первая исполнительница роли Валентины:
- У Вампилова было два варианта финала "Прошлым летом в Чулимске". В первом - раздается выстрел, и зритель догадывается, что главная героиня покончила жизнь самоубийством. Но Александр Валентинович настолько любил своих героев, что он не мог их убить. Он переписал финал. Сегодня "Чулимск" ставят по двум вариантам: кому что ближе.
Алексей Худяков, заместитель начальника отдела государственной поддержки и развития системы профессионального образования в сфере культуры департамента культуры и архивов Иркутской области:
- Режиссёр не может полностью канонизировать текст, у него есть свой замысел. Бочкин постарался осовременить образ Шаманова: мужик с кепкой набекрень, жесты а-ля Ленин. Но в этой трактовке потерялся смысл образа. Не понятно, где и в какой момент произошла трансформация главного героя.
Владимир Гуркин, драматург:
- Я против любой интерпритации. Как правило, этим занимаются те, кто не стоит мизинца автора. Другое дело, когда режиссёр находит такой ракурс взгляда на пьесу, который позволяет раскрыть еще одну грань автора, доселе не известную.
Если говорить, о финале, то Вампилов наделял своих героев огромной жизненной силой. Жизнь нам даётся не случайно. Убить героя в финале - плёвое дело. Гораздо труднее заставить его поверить в завтрашний день. Кстати, два финала было и у "Утиной охоты": в конечном итоге Зилов говорит другу: "Да, я хочу на охоту". И мне нравиться это мужество.
Валерий Алексеев, народный артист РФ, первый исполнитель роли Сильвы в пьесе "Старший сын":
- Берясь за пьесы Вампилова, нужно услышать его голос и тон, а не тянуть одеяло на себя. Тогда этот спектакль будет смотреть любое поколение.
Геннадий Гущин, актер и режиссер Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова:
- Москвичи показали спектакль с иронией. Выглядит, может быть, эффектно. А вы попробуйте открыто сыграть благородство, мужество, умение жертвовать собой. Рискнуть мало кто осмеливается.