Будь в курсе
событий театра

«Поэты живут вечно»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Актер и режиссер Вениамин Смехов — о спектакле «Нет лет», поэзии Евтушенко и великом прошлом Театра на Таганке.
 

— Вениамин Борисович, спектакль «Нет лет», который вы привезли в Иркутск, продолжает традиции Театра на Таганке тех лет, когда им руководил Юрий Любимов. Это ведь именно он придумал играть стихи великих поэтов на театральной сцене?
 

— Открытие жанра «поэтическое представление» состоялось в 1965 году, когда мы сыграли «Антимиры» по стихам Андрея Вознесенского. Тогда это было настоящее чудо. Спектакль прошел 800 раз, и ни на одном показе не было ни одного свободного места. Потом были и другие очень хорошие поэтические спектакли: по стихам Пушкина, Маяковского, Есенина. Это было время подтекстов, когда зал понимал больше, чем разрешала цензура. Искусство ведь почти всегда в оппозиции к правящей власти и к грехам сегодняшней политики. Поэты живут вечно, а политика дело одного дня. И поэты Таганку очень любили, называя ее островом свободы в несвободной стране. Поэтому поставить поэзию Евтушенко уже в новое время было естественным, театру было это нужно.
 

— А сколько раз вы уже успели сыграть этот спектакль?
 

— Мы играем его всего второй сезон и успели показать его пока более 20 раз. Спектакль принес радость и актерам и зрителям. Мы играли его и в Москве, и в Петербурге, и в Оренбурге, и в Сеуле, и в Париже, в грандиозном зале ЮНЕСКО в присутствии самого Евтушенко, который приехал после тяжелой операции. В Самаре на Грушинском фестивале мы играли его в присутствии восьми тысяч зрителей среди ночи.
 

— Откуда взялось название «Нет лет»?
 

— Это одно из самых замечательных новых стихотворений Евгения Евтушенко. Композитор Сергей Никитин по моей просьбе написал музыку на эти стихи, а музыкальный руководитель театра Татьяна Жанова сделала аранжировку и этой и других песен на стихи Евтушенко. Вообще, весь спектакль пронизан музыкой. А песня «Нет лет» разбита на части и трижды возникает внутри спектакля.
 

— Сложно ли было вам работать над композицией, ведь масштаб личности Евтушенко просто колоссальный, да и количество стихов огромно?
 

— В том, что я осмелился это сделать, сыграли свою роль прежде всего наши очень теплые отношения с самим Евгением Александровичем, возникшие еще во времена ранней Таганки. Евтушенко и Вознесенский были нашими любимыми помощниками, состояли в художественном совете театра. И когда театру угрожала очередная казнь со стороны партийного руководства, они первыми вступались за нас. Подспорьем при составлении этого спектакля мне послужили его новые книги, и особенно мемуарная проза «Шестидесантники», в которой есть большая подборка из разных журналов, статей и высказываний, где Евтушенко и очень хвалят, и страшно ругают, пародируют и издеваются. Я соединил эти тексты, и получилась драматургия. Также сюда вошли старые, лучшие стихи Евтушенко и новые, в том числе трагическое стихотворение о самоубийстве двух девчонок «Две девочки стоят у края крыши». Кроме того, сюда включены тексты, ставшие знаменитейшими песнями, которые пели и Клавдия Шульженко, и Марк Бернес, и многие другие исполнители.
 

— Известно, что и сам автор поучаствовал в создании этого спектакля. Как это происходило?
 

— Я написал композицию, которую он прочел, и она ему понравилась. В декабре 2012 года, когда мы только начали, он прилетел в Москву, и мы обсуждали эту постановку в гардеробе Театра на Таганке, потому что ему сложно было подняться в зал из-за больной ноги. Тогда артисты провели репетицию в фойе, рядом с гардеробом. Театр Евтушенко в буквальном смысле начался с вешалки. Он нас поддержал, кое-что сказал актерам и попросил вставить два стихотворения. А уже весной прошлого года посмотрел готовый спектакль и остался очень доволен.
 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Антон Кокин
18.09.2014