По следам Вампиловского фестиваля. Валентин Зверовщиков: «Люди боятся самых главных тем и прячутся за терминологию»
Разработка сайта:ALS-studio

Главный режиссер Регионального камчатского театра кукол, член гильдии театральных режиссеров России, председатель камчатского отделения Союза театральных деятелей, член Союза российских писателей. Автор нескольких книг. Лауреат литературных премий и театральных фестивалей. Валентин Васильевич Зверовщиков. Он никогда не говорит о своих регалиях и достижениях, называя себя исключительно скандальной личностью.
За время своего творческого пути, Валентин Васильевич создал более 150 постановок, работал в театрах разных городов нашей необъятной родины, был художественным руководителем Иркутского театрального училища.
Когда я приехала в аэропорт встречать Валентина Васильевича, найти его было несложно. Я увидела человека в черной широкополой шляпе, окруженного группой молодежи, что-то радостно восклицающей. Это был курс студентов Иркутского театрального училища, у которых он когда-то был мастером. В этом человеке сочетаются мудрость, опыт и живость, современность и озорство. Было бы непростительной ошибкой упустить шанс с ним пообщаться.
Итак: Валентин Зверовщиков – о современном театре и актерском мастерстве.- Из фестиваля в фестиваль рождается спор о современности театра сегодняшнего. Так что же, на Ваш взгляд актуально для театра в настоящий момент?
- Актуально то, что имеет спрос. Не все современное, что написано сейчас. Мы привезли спектакль «Гамлет» по рассказу Чехова «В Москве». Написан в 19 веке. А я готов подписаться под каждым чеховским словом, точно это сказано сегодня. Актуально всё, что волнует. К примеру, прочитал рассказ Толстого «Дьявол». Лев Николаевич прятал его несколько лет в обшивке кресла не только от людей, но и от себя. И мне интересно разгадать природу это страха. Здесь и сейчас. Сегодня. Спектакль-то в итоге получается не столетней давности. И если зритель взволнован, это означает, что и Чехов, и Толстой наши современники.
- Многие считают, что мы сейчас живем в век современных технологий, но одновременно общей культурной деградации и информационной избыточности. Но может быть, молодое поколение, просто, ещё не доросло до театра?
- Если многие считают, значит, так и есть. Сейчас время общей культурной глухоты. Интернет сам по себе тоже не создает информационной избыточности. Ну, подключили варвара к мировой сети, он все равно будет дубиной махать. Что он там – в «Прадо» пойдёт?
Вообще, лучше поколениями не меряться. Моё поколение тоже не всё в театре выросло. Я вообще допускаю мысль, что театр – не главное в этой жизни. В моей, да. У других иначе – завод, семья, природа, наконец.
- В этом году Ваш курс заканчивает учебу. Какой совет Вы дадите ребятам?
- Не терять уважения к себе и к профессии. Не терять себя. В жизни будут поражения, победы, взлеты, падения, будут меняться режиссеры. Мир вокруг нас меняется с каждым днем. И лучше не суетиться и не останавливаться в развитии. Идти вперёд, понимать, читать, учиться, пробовать новое. Я всегда говорил ребятам, жизнь трагична, потому что кончается смертью, а искусство помогает преодолевать нам этот страх и делает жизнь богатой и радостной.
- Какими качествами должен обладать хороший актер?
- Ум, достоинство, дарование. Из этого коктейля может получиться не только актер, а и, вообще, хороший человечище.
- Один из вечных вопросов - кто главный художник в театре - режиссер или актер?
- Никакой это не вечный вопрос. Без актера театра нет. И каждый режиссер, и каждый директор это прекрасно знает. Хотя пожарный тоже главный человек. Без него может всё сгореть.- Но есть ведь ещё и драматург?
- Драматургия - это литература, просто написанный на бумаге текст. Это ещё не театр, или не совсем театр, или не театр вовсе.
- Правильный театр, на Ваш взгляд, какой он?
- Он может быть разным, главное чтобы только не скучным и не старым. В театре должны пылать страсти, летать пух и перья, должны влюбляться. Живая энергия должна быть, живые эмоции.
- На что Вы ориентируетесь при выборе пьес и постановке спектаклей?
- На большую тему. Чтобы тебя самого цепляло.
- Ну, и напоследок, есть ли у Вас мечта?
- Мечты нет. Некогда мечтать. Дело надо делать – спектакли ставить, книжки писать. Хотя хочется улететь куда-нибудь. В Бразилию, например. Это мечта?
Фото автора. Валентин Зверовщиков на Вампиловском фестивале-2013; сцена из спектакля «Гамлет», в роли «Гамлета» засл. арт. России Валерий Новиков.