Будь в курсе
событий театра

Отсутствие возраста

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

в спектакле «Нет лет» Театра на Таганке
 

В начале этой недели в Иркутске состоялось первое выступление знаменитого московского Театра на Таганке. Коллектив при поддержке правительства Иркутской области привез всего один спектакль, но зато имеющий непосредственное отношение к этим местам — постановка «Нет лет» создана по стихам уроженца Иркутской области Евгения Евтушенко, не так давно отметившего 80-летний юбилей. После показов в Иркутске спектакль столичные артисты с блеском повторили и на его родине в городе Зима.
 

Главным открытием Театра на Таганке в свое время, еще при худруке Юрии Любимове, был жанр поэтического представления. Как описывает его постановщик спектакля «Нет лет» Вениамин Смехов, ранее сам участвовавший в спектаклях по стихам Вознесенского, Пушкина, Есенина, Маяковского, «это свидетельство театра о том, что стихи могут быть представлены на театральной сцене: они играются, поются, танцуются, переживаются, то есть являются настоящей драматургией». Именно таким и получился у него спектакль «Нет лет» по стихам Евгения Евтушенко — с одной стороны легким, воздушным, и в то же время трагическим, волнующим и щемящим.
 

С одной стороны, слушая эти стихи, действительно возникает ощущение, что «лет нет» — эта поэзия по-прежнему молода, легка и дерзновенна даже сегодня, а с другой — никуда не девается вся та эпоха, ярким представителем которой являлся поэт Евтушенко. «Шестидесантник» — по его собственному выражению, последний из оставшихся в живых в поколении поэтов-шестидесятников, благодаря артистам он по-прежнему сохраняет молодецкий дух, несмотря на недавно отпразднованное 80-летие.
 

Несмотря на то что Вениамин Смехов не работает в Театре на Таганке уже 20 лет, он взялся поставить эту композицию по просьбе Валерия Золотухина, который в то время был художественным руководителем театра и даже собирался принимать участие в постановке как актер. Внезапная смерть не дала осуществиться его планам, но спектакль все равно состоялся, был выпущен в апреле прошлого года и теперь посвящен его памяти.
 

Основой сценической композиции Вениамину Смехову послужили не только стихи Евтушенко, но и отрывки из книги «Шестидесантник», в которой есть целый пласт высказываний хулителей и обожателей поэта, от Сергея Михалкова и партийных деятелей различного ранга с одной стороны, до Лили Брик и Олега Чухонцева — с другой. Цитаты эти создают определенное драматургическое напряжение, очень вскользь отражая биографию поэта, отношение к которому всегда было неоднозначным, даже во времена, когда он собирал стадионы и имел миллионные тиражи. Здесь поэт представлен как диссидент, инакомыслец, который подвергся критике различных инстанций за свою гражданскую позицию. Как ни странно, в нынешнее время все это отзывается в сердцах зрителей как что-то сегодняшнее, как будто происходит в эту минуту, и строчка «Танки идут по Праге» с легкостью может восприниматься как метафора украинских событий. Звучит здесь и программное «Поэт в России больше чем поэт» — пожалуй, самое известное стихотворение живого классика.
 

Впрочем, гражданская лирика переплетается с любовной, совсем уж без возраста и налета какой-либо эпохи. «Любимая, спи», «Последняя попытка стать счастливым», «Со мною вот что происходит» — некоторые стихи уже настолько давно и прочно вошли в сознание множества людей, что они и не помнят, кто их автор.
 

Спектакль играется быстро, можно даже сказать стремительно, так что за полтора часа действия вообще не замечаешь, как пролетает время. В этой стремительности, кстати, есть что-то и от самого Евтушенко, который за свою жизнь успел прожить столько, сколько хватило бы на пятерых.
 

С любовью и легкостью, не делая из Евтушенко ни кумира, ни памятник, артисты создают прежде всего его живой, человеческий образ, и ведь именно непреходящую витальность можно отнести к его главным качествам, как поэтическим, так и человеческим. Кажется, что ни для него, ни для его поэзии действительно нет лет.


Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Антон Кокин
18.09.2014