Будь в курсе
событий театра

Охлопковский корифей - милый сердцу Виля

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
памяти народного артиста РСФСР Виталия Венгера
 
 
 «Мы приходим в этот мир актёрами… И когда ребёнок начинает играть, он впервые обретает себя. Для меня самопознание и самооткрытие затянулись на целую жизнь. Уверяют, будто тем самым я многим доставляю радость…»
 
В.К. Венгер.
 

Сегодня исполнилось бы 95 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Виталия Константиновича Венгера (1928-2016). Почётный гражданин города Иркутска и Иркутской области, первый актёр из Приангарья, ставший лауреатом Российской национальной премии «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство». Педагог, автор восьми книг и создатель 300 ролей на сцене Иркутского академического. Он трижды оставлял наш драмтеатр и трижды возвращался, никогда не терял чувство юмора и трудолюбия. Ему удавалось блистательно воплощать на сцене образы комедийные и трагические, острохарактерные и глубоко психологические.
 
Начиналось всё с эпизодических работ. Виталий Константинович был уверен: лучшей школы, чем эти крохотные появления на публике, для человека, который хочет прожить на сцене долгую жизнь, просто нет. Потом появились и заметные роли – неудачливый влюблённый дон Хуан в комедии Кальдерона «С любовью не шутят», Костя Налево в пьесе Михаила Светлова «Двадцать лет спустя», Лаэрт в «Гамлете» Шекспира и другие. Время шло, с ним приходили более возрастные персонажи, например, Петр Адуев в «Обыкновенной истории» Гончарова, сложный, а потому интересный образ Виктора в «Варшавской мелодии» Зорина, который требовал серьёзных душевных усилий.
 
Незабываема блестящая роль Подколесина в «Женитьбе» Гоголя. За неё в 1995 году Виталий Константинович был удостоен звания лауреата Государственной премии Российской Федерации. Не выходит из зрительской памяти незабываемый бродячий артист Несчастливцев в комедии Островского «Лес», которого Венгер являл одухотворённо, наполняя артистизмом каждое слово, каждый жест персонажа. Были ещё Серебряков в «Дяде Ване», Дорн в «Чайке» Чехова, шекспировский король Лир, Абель в «Соло для часов с боем» Освальда Заградника. Навсегда полюбился зрителям его Тевье-молочник в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Григория Горина. Известный иркутский театровед Светлана Жартун писала: «Актёр играл не роль –  жизнь человеческого духа. В каждом эпизоде Виталий Константинович творил шедевры актёрской импровизации, филигранное мастерство, представленное многогранностью характера, добром, верой в разумное начало жизни».
 
На протяжении нескольких десятилетий Венгер был председателем Иркутского отделения Всероссийского театрального общества Союза театральных деятелей РФ, художественным руководителем Иркутского театрального училища. Он не подсчитывал, скольких учеников выпустил в свет, сделал артистами. О некоторых из них Венгер написал в своей книге «Птицы небесные». А ещё он рисовал великолепные шаржи на коллег, знакомых и друзей. Издатель книги «Венгершарж» Геннадий Сапронов вспоминал: всё началось с газеты. Виталий Константинович принёс в редакцию «Зелёной лампы» свои чёрно-белые шаржи, там открылась рубрика «Венгершарж», а потом автору предложили издать книгу.
 
В охлопоковской драме часто можно было услышать, как иркутский зритель кричал, восторгаясь: «Браво, Венгер!». И сквозь года мы не устанем повторять: «Браво за Ваш бесценный творческий вклад в театральное искусство, за богатые, не тускнеющие страницы, навсегда вписанные в историю Иркутского академического!». Коллектив хранит память о любимом товарище, которого сердечно называли просто Вилей, с улыбкой вспоминает этого замечательного человека и его неповторимые, шедевральные актёрские победы. Светлая память мастеру охлопковской сцены, корифею иркутского театрального парнаса!
18.04.2023