Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Одни страдания от той любви...

Версия для печатиВерсия для печати

Месяц в деревне провели прекрасные люди

Пьеса Тургенева носит название «Месяц в деревне», а спектакль охлопковцев — «Прекрасные люди». Премьера прошла 16 февраля, так что работа совсем еще свежая. О ней и поговорим.

Казалось бы, что может произойти за месяц спокойной, устоявшейся, как заросший пруд, жизни в деревне, на лоне природы, вдали от бурных событий и городской суеты? Но это — только кажется. Иван Тургенев и вслед за ним постановщики его комедии на сцене Иркутского драмтеатра показывают нам, сколь внутренне напряженной и интригующе неожиданной может быть такая «спокойная жизнь».

Сюжет вы все, должно быть, помните. Помещик Ислаев и его жена Наталья Петровна, семейная пара, держат в доме юную воспитанницу Верочку. То, что зритель вскоре узнает о тлеющем любовном треугольнике (третий участник — классический персонаж: друг дома, влюбленный в Наталью Петровну), даже не особенно удивляет.

Этот самый друг, обаятельный Ракитин, влюблен давно и безнадежно, чужая жена — Наталья Петровна — фактически не особенно поощряет его своим вниманием, потому что... Потому что вот уж скоро месяц, как у них в доме появился молодой учитель. Совсем юный — ему всего двадцать один год! Но — сердцу не прикажешь! — и Наталья Петровна, ревностно наблюдающая, как резвится с учителем воспитанница, семнадцатилетняя Верочка, все глубже и глубже вязнет в обуявшем ее чувстве. Определенно — она влюблена! И что с этим делать, не знает, боясь и того, что у них может произойти с Верочкой, и не желая отпустить учителя Алексея Беляева назад, в его Москву.

А между тем муж Натальи Петровны сам очень даже любит свою жену. И страдает, видя ее метания, и подозревает в первую очередь друга своего, Ракитина. Мысль о причастности к ее сердечным мукам молодого учителя ему и в голову не может прийти.

Что же учитель? Да он, вообще-то, просто живет здесь и выполняет свой долг — занимается с детьми и всерьез полюбить кого-то еще не успел.

Но не будем зацикливаться на сюжете, в этом зритель и сам разберется. Остановимся на том, как, в какой форме происходящее предстает перед нами. Поставил спектакль на камерной сцене, сделав некоторые купюры, приглашенный из Томска режиссер Сергей Филиппов, ученик Марка Захарова.

Деревенская обстановка воссоздается вполне романтичными штрихами — в глубине сцены сад (только почему-то осенний, безлиственный, но увешанный плодами), на который публика смотрит первые несколько мгновений, будто сквозь завесу из отцветших одуванчиков; в его аллеях герои гуляют, в глубине сада скрываются и ищут уединения. Красиво.

А на первом плане — дощатый настил, белые витые стулья, на которых сидят, выясняют свои непростые отношения герои пьесы. Повторяю, комедии. А впрочем, какая тут комедия?! Комедийным смотрится разве только сосед Ислаевых Афанасий Иванович Большенцов в исполнении артиста Евгения Солонинкина — крупный, неуклюжий, трогательно-застенчивый, до смешного!

Вызывает улыбку и «любовная линия» доктора Шпигельского (заслуженный артист России Владимир Орехов): он приглядел себе невесту — жеманную Лизавету Богдановну (заслуженная артистка РФ Татьяна Двинская), не юную, не красавицу, да и себя он представил ей со всей обезоруживающей беспощадностью, ничуть не рисуясь, — так что стало казаться, что предложение, которое он ей делает, — типичный брак по расчету.

Есть ли что дурного в том, что два немолодых уже человека, прежде чем пожениться, обо всем договариваются «на берегу»? Не убережет ли их это от грядущих разочарований? Может, это как раз хорошо, правильно? Меньше будет драматизма в дальнейшем, а если что-то и откроется новое, неожиданное, то уже со знаком плюс?

И наконец, о главном — о любви. Вот здесь-то и скрыта основная драма. Как мне кажется, именно любовь как чувство есть главное действующее лицо спектакля. Вот только сделала ли она, любовь, счастливым кого-нибудь из героев? Любит свою жену помещик Ислаев (заслуженный артист РФ Игорь Чирва), — а она возьми да увлекись другим! Ему — сплошь страдания.

Любит учителя Наталья Петровна — так ей, 29-летней замужней женщине, даже как-то зазорно влюбляться в мальчишку. Нервничает, страдает, чуть не плачет.

Любит ее Ракитин? Так он, между прочим, друг детства ее мужа — и каков он друг после этого? И, думаете, он не страдает этой виной, не мучается?

Любит учителя семнадцатилетняя Верочка, — но ей дали понять, что она переходит дорогу своей опекунше Наталье Петровне, да и сам учитель относится к ней не более чем по-братски.

Любит ее, Верочку, взрослый дядька Афанасий Большинцов — и даже, по всему, получит ее в жены, — но каково ему будет жить с нею, которая к нему — никак?

Вот такой запутанный клубок, где почти каждый любит — и все без взаимности, без радости. Так кого же сделала счастливым любовь? Возможно, Тургенев, выводя своих героев, опирается на собственный жизненный опыт?

А что касается актерских работ, то наиболее удачными мне кажутся роли мужские. Герои Игоря Чирвы, Андрея Винокурова, Владимира Орехова, Евгения Солонинкина глубоко симпатичны, и каждый по-своему глубоко «прочтен» своим исполнителем. И особенно порадовал молодой артист Егор Ковалев в роли учителя — он предельно органичен, в нем нет ни капли наигранности, а характер его персонажа, который попал «меж двух огней», передан им с искренностью и убедительностью, которой нельзя не верить.

Несколько скуповата в красках, особенно в начальных сценах, артистка Виктория Инадворская (Наталья Петровна). Откровенно переигрывает в наивность и простоту Татьяна Буйлова, слишком напрямую иллюстрируя только что сказанное о ее героине Верочке: мол, совсем еще ребенок, дитя... Появляется «дитя» и начинает кричать и махать руками — да так отчаянно, навязчиво, что... вызывает обратную реакцию.

Впрочем, к середине спектакля обе актрисы несколько выравниваются, и дальше игра идет более естественно и органично.

В целом спектакль вызывает и раздумья, и легкую грусть — согласитесь, обидно, что любовь — дар свыше! — всем героям оказалась как-то некстати. Тем более что все они в общем и целом — прекрасные люди...

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести», 05 марта 2012, №15 
Фото Анатолия Бызова, специально для «Байкальских вестей»

Автор: 
Любовь Сухаревская
05.03.2012