Будь в курсе
событий театра

Настоящий Шукшин. Подлинный Абрамов

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Лекторий «Распутинских чтений» продолжили выступления о творчестве классиков Алтая и Пинеги.
 

18 и 19 марта слушатели просветительских лекций на Распутинском фестивале погрузились в творческий мир Василия Шукшина и Фёдора Абрамова. Директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В.М. Шукшина в Сростках Марина Торопчина выступила с рассказом о жизни и творчестве автора «Калины красной». Старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.А. Абрамова в селе Веркола Архангельской области Нина Никифорова прочла сообщение «Будить в человеке Человека. Творческое кредо Фёдора Абрамова».
 

У этих двух писателей много общего. Сиротское детство, раннее взросление, нелёгкое бремя большого дарования, обострённое чувство правды и неприятие фальши в отображении народной жизни, народной судьбы. Оба знали и оглушительную славу, и горечь обвинений, запретов и нападок. Оба безвременно ушли, не сумев осуществить главной своей творческой мечты: Абрамов так и не закончил роман «Чистая книга», Шукшин не снял своего фильма о Стеньке Разине. Оба мастерски владели сакральной силой русского слова. «Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами», - скажет Василий Макарович. По словам Фёдора Абрамова, «Слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великая энергия, известная на Земле, – энергия человеческого духа…».
 

«Деревенская проза, - подчёркивал литературовед Игорь Золотусский, - многообразна, и главная её историческая заслуга состоит в том, что она продлила жизнь русскому языку. Деревня стала уходить, умирать и остались только писатели, выходцы из крестьян, а кто поставлял русский язык в русскую литературу? – Крестьянство».
 

Кровная связь соединяла этих удивительных творцов с сибирским гением, давшим имя нашему театральному фестивалю, - Валентином Григорьевичем Распутиным. С Абрамовым он был знаком, солидарен, называл своим «однополчанином в литературе», защищал от клеветнических атак. Фёдор Александрович подарил иркутскому товарищу новенькую пишущую машинку «Эрика». Не она ли покоится сейчас на рабочем столе в кабинете писателя под сенью музея В.Г. Распутина? Встреча с Шукшиным суждена не была. Но Распутин трижды ездил в Сростки, в паломничество к единомышленнику и единоверцу. Наш земляк сказал однажды о том, что если бы «потребовалось явить портрет россиянина по духу и лику для какого-то свидетельствования на всемирном сходе, где только по одному человеку решили судить о характере народа, сколь многие сошлись бы, что таким человеком должен быть он — Шукшин». 
 

Яркой иллюстрацией к лекторию стала экспозиция картины художника Евгения Мальцева «Современники»: в метафизическом пространстве у символического костра собрались писатели-деревенщики, хранители русского национального самосознания, русского духа – Твардовский, Шукшин, Белов, Солоухин, Абрамов и Яшин. Иркутский фестиваль – тоже такой светоносный костёр, вокруг которого встретились могучие отечественные классики. Где мы встретились с ними. 

 

Второй всероссийский театральный фестиваль имени Валентина Распутина реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 

 

Подписи к иллюстрациям:

Картина Е.Д. Мальцева «Современники».

Портрет писателя Фёдора Абрамова, Е.Д. Мальцев.

Фото: Валентин Курбатов, Владимир Максимов (Лев Самсонов), Владимир Крупин, Савва Ямщиков, Василий Белов, Валентин Распутин. Москва, 3 июня 1992 года. Фотография из архива семьи Беловых.

Фото: 19 августа 1987 года знаменитые советские писатели-деревенщики, Владимир Крупин, Валентин Распутин и Василий Белов на Байкале.

Фото: Глеб Горышин, Федор Абрамов, Василий Белов на VII съезде писателей СССР. Москва. 1981.

 

20.03.2024