Будь в курсе
событий театра

Народному артисту России Виталию Венгеру – 80 лет

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, Почетный гражданин Иркутска, ветеран академического драматического театра имени Н.П. ОХЛОПКОВА - он стал самой настоящей достопримечательностью города.

Мы видели его всякого - делового, усталого, раздраженного, с милейшей улыбкой, озабоченного. Порой он сердится, чаще - шутит, рассказывает какую-нибудь историю, приключившуюся с ним на репетиции или на гастролях, проверяет на собеседнике смешной сюжет, который мог бы пригодиться для театрального капустника... Он такой же разный, как и его герои. Но для любого иркутянина, знакомого с охлопковским театром, Виталий Венгер прежде всего - артист, переиграв-ший длинную череду персонажей, которые не просто остаются в зрительской памяти, но, кажется, поселяются где-то в городе и, того гляди, встретятся вам на улице...

Встретятся - так же, как он сам, реальный Венгер: высокий, с аристократической внешностью, благородной сединой, в мягкой вельветовой кепочке...

Для него весь смысл существования заключен в одном - в том, что и как он делает на сцене. Ведь если вы видели его сердитым - это лишь потому, что он весь был поглощен новой ролью, возможно, плохо спал, ломая голову над тем, как должен говорить, жестикулировать, держаться и что при этом думает его новый персонаж. Если он ссорился с кем-то на репетиции, то лишь потому, что искал оправдание неуживчивому характеру своего героя, вместе с ним переживал какую-то его драму или сложность. Зато, если он в добром расположении духа, - значит, что-то образовалось, нашлось, подтвердилось! И надо видеть, каков он потом - в лучах рампы, в лучшие минуты своей работы!

В такие-то минуты все обычно и свершается - зрительный зал наполняется звенящей тишиной, сотни глаз прикованы к нему, и дыхание перехватывает...

Думаешь: как замечательно, что судьба привела его в наш город. Москвич Венгер детские годы провел с семьей в Германии (отец работал в Торговой миссии советского посольства), школу заканчивал в Москве, потом было Высшее театральное училище имени Б.Н. Щукина. Он учился у Рубена Николаевича Симонова, Цицилии Львовны Мансуровой, Иосифа Моисеевича Толчанова, Анны Алексеевны Орочко - учившихся, в свою очередь, у Евгения Багратионовича Вахтангова...

А вот театральная деятельность началась для него в Иркутске, ровно в середине прошлого века. И прослужил он на иркутской драматической сцене все эти годы верой и правдой, лишь на пару лет «изменив» ей ради Московского театра сатиры и уж совсем ненадолго - ради театра черемховского. Было и такое недоразумение...

Работа в фильмах (он снялся в трех) шла параллельно с работой в театре.

Его репертуарный лист огромен - смолоду играл Лаэрта в «Гамлете», Петра Ивановича Адуева в «Обыкновенной истории», потом Кречинского и Тарелкина у Сухово-Кобылина, Николая Угодника и Сергея Волконского; он играл в пьесах Островского и Зорина, Эдуарда де Филиппо и Жака Кокто, Горина и Арбузова, Горького и Чехова, Шукшина и Вампилова... Последний период вместил в себя Подколесина в «Женитьбе» и Несчастливцева в «Лесе», Серебрякова в «Дяде Ване», Дорна в «Чайке» и Тевье в «Поминальной молитве», Тиресия Софокла и шекспировского короля Лира...

И вот уж совсем недавно выпало играть Разновесова в спектакле по пьесе Островского, да еще был Франтишек Абель в «Соло для часов с боем»...

Триста с лишним ролей! И каждому характеру суметь найти краски не только внешние, но и внутренние, ощутимые на уровне души, интуиции, подтекста...

Признания он добился быстро - уже в 1977 году получил звание народного. До этого были орден «Знак почета», медали, в том числе «За доблестный труд», в 1995-м за активную творческую деятельность и роль Подколесина в «Женитьбе» Гоголя стал лауреатом Государственной премии. Помимо этого он лауреат премии им. Веры Редлих театрального фестиваля «Сибирский транзит» за лучшую мужскую роль, дипломант Красноярского фестиваля-лаборатории независимых театров и новой драматургии - за главную роль в спектакле «Бульварный роман»...

А сколько «ролей» выпало ему в его собственной жизни! Он не только артист, но и обожаемый студентами педагог - в Иркутском театральном училище вырастил столько молодых дарований, десяток лет являясь его художественным руководителем. Еще одна немаловажная, а уж какая хлопотная роль - руководитель иркутской организации ВТО, и с нею он справлялся достойно. В разные годы был и членом правления СТД России, депутатом городской думы, по сей день остается председателем областного Фонда Александра Вампилова... С 2000 года - академик Восточно-Сибирской Межрегиональной Академии наук педагогического образования... Однако перечень «ролей» будет неполным, если не сказать о том, каким мы его знаем, скажем, по капустникам. Море обаяния, неподражаемый юмор, тонус, способность к импровизации! А каков он в литературной работе! Ведь Виталий Константинович - автор книг «Судьба моя, театр», «Монолог артиста» - здесь он демонстрирует наблюдательность, превос-ходную и благодарную память, легкость стиля. А к его 75-летию вышла еще одна книжка - его шаржей! В ней - портреты товарищей по сцене, режиссеров, актеров, художников, журналистов. Тонкий юмор, умение «схватить» и передать типаж, да еще прокомментировать байкой, коротеньким эссе, воспоминанием, анекдотцем... В этом ему, можно сказать, нет равных!

Что остается добавить к портрету человека, подошедшего к своему юбилею полным любви к своей профессии, которая с годами не убывает? Добавим, пожалуй, лишь то, что зрители, городские и областные власти, дирекция театра, режиссеры, коллеги ценят его, считаются с ним, уважают, гордятся, любят. Словом, платят ему той же монетой, что и он - им. Так что все тут взаимно.

Автор: 
Любовь Сухаревская
27.04.2008