Будь в курсе
событий театра

Мрачное «Наваждение Катерины»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Кто посмотрит на женщину с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» – это библейское изречение справедливо не только для мужчин. В этом убежден режиссер спектакля «Наваждение Катерины», заслуженный деятель искусств России Алексей Песегов. В его интерпретации кровавая повесть Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» превратилась в полусон заглядевшейся на красивого парня невесты. Недаром жанр спектакля, премьера которого состоялась в Иркутском драмтеатре, определен как «возможные события в двух действиях».

Действие спектакля разворачивается в мрачных декорациях уединенной купеческой усадьбы. Ворота, лестницы, балкон на втором этаже – все словно из почерневших от времени досок. На сцене почти постоянный полумрак, только наверху справа выхваченная лучом икона Божией Матери. Спектакль начинается с венчального обряда. Невеста – Катерина (Анастасия Пушилина) и жених – Зиновий Борисович (Алексей Орлов II) дают обет перед Богом, но девушка вдруг заглядывается на красивого парня – Сергея (Дмитрий Акимов). По словам режиссера, этот эпизод является ключевым в постановке.

 

– Спектакль – предупреждение о том, что может произойти с человеком, который дает обет перед Богом, но нарушает его даже в мыслях, – рассказывает режиссер. – В данном случае девушка одним только взглядом уже изменила мужу. Дальше героиня представляет, к чему ее может привести эта измена.
 

И воображение у девушки оказывается весьма изощренным. Анастасия Пушилина сумела создать на сцене образ женщины, которая из райской птицы в клетке (томные движения ее рук напоминают взмах крыльев) превращается в настоящую волчицу, готовую перегрызть глотку за своего самца. Сначала, уступив коварному соблазнителю и познав страсть, она, чтобы вызволить любовника от сурового тестя Бориса Тимофеевича (заслуженный артист России Виталий Сидорченко), отправляет родственника на тот свет. Потом вместе с Сергеем убивает мужа. В такие моменты крест, в середине которого укреплена икона, оказывается лопастями мельницы и вращается, подчеркивая греховные поступки героини, которая совсем недавно молилась у образа. И когда богатая и счастливая жизнь с милым из мечты превращается в реальность, появляется другой наследник – маленький племянник мужа Федя (Михаил Винокуров). И тут уже сам Сергей, узнавший, что Катерина способна ради него на убийство, толкает ее на преступление. Далее героев ждут все события по сюжету повести – разоблачение, суд, каторга. Только во сне Екатерине являются убитые ею тесть, муж и племянник – их образы возникают в синеватом дыму в проеме ворот.
 

Во втором акте любовь Катерины приносит ей еще больше боли и страданий. Сергей предает ее, сначала изменив с каторжанкой Фионой (Виктория Инадворская), а потом, добившись любви арестантки Сонетки (Евгения Гайдукова), он снимает с Катерины последние чулки и отдает их своей новой любовнице. Они вместе потешаются над бывшей купчихой, а потом Сергей жестоко избивает Катерину. Все эти сцены невольно заставляют задуматься о женской самоотверженности, порой доходящей до мазохизма. И даже фраза Катерины «Мой злодей!», сказанная с вожделением, вызывает внутреннее содрогание. В итоге тронувшаяся умом героиня сталкивает ненавистную соперницу с парома, и они обе оказываются в мистическом синем дыму.
 

Однако финал спектакля более оптимистичный. Сцена венчания повторяется, но только Катерина уже не смотрит на Сергея. Кажется, все были бы счастливы, если бы роковые ошибки в жизни предварялись такими наваждениями.

Автор: 
Елена Орлова
13.02.2013