Будь в курсе
событий театра

Малые сцены, большие смыслы

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Новые премьеры в иркутских театрах.
 

Сразу две премьеры состоялись на прошлой неделе в театрах Иркутска. В драматическом имени Охлопкова выпустили «Король умирает» по Эжену Ионеско, в ТЮЗе имени Вампилова — «Собаки» по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг». Оба спектакля поставлены на малых сценах, за оба — ответственны молодые режиссеры, которые хотят разобраться в глобальных проблемах бытия. Дмитрий Иванов из ТЮЗа поднимает тему беспризорных собак и их отношения к людям, а Всеволод Гриневский показывает в драмтеатре постапокалиптическую поэму об умирании.
 

Спектакли и правда очень разные — как с точки зрения материала, так и по атмосфере. Поэтому сравнивать их или анализировать с какой-то общей колокольни по большому счету не имеет никакого смысла. Пожалуй, единственное, что их действительно способно объединить, это горячая кровь молодых режиссеров, одному из которых (Всеволоду Гриневскому) 35 лет, а другому (Дмитрию Иванову) — 29.
 

Героями спектакля Иванова — актера Иркутского театра юного зрителя, пробующего свои силы в режиссуре, — стали бродячие собаки, которые ищут счастья в мире жестоких людей. Когда-то постановка по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг» уже шла в ТЮЗе, но спустя время была убрана из репертуара, а теперь вновь вернулась на сцену — в новом прочтении. Дмитрий Иванов сначала поставил ее вместе с учащимися студии «АлександриЯ», которая работает при театре уже почти пять лет. В ней основам театрального искусства обучаются дети с 12-летнего возраста — именно с ними Иванов взялся разбирать этот материал, выросший впоследствии в полноценный спектакль. Постановка показалась успешной художественному совету театра, который предложил режиссеру перенести ее на профессиональную сцену уже с артистами труппы и включить в постоянный репертуар.
 

«Я проникся этим материалом еще будучи студентом Иркутского театрального училища, когда наш мастер Александр Булдаков собирался ставить с нами пьесу по этой повести, — рассказывает Дмитрий Иванов. — Тогда спектакль не состоялся, но тема запала, и хотелось к ней вернуться. Я сам очень люблю собак, поэтому мне близка эта история. Мы хотим донести до всех людей, и взрослых и детей, простую мысль: мы должны быть в ответе за тех, кого приручили».
 

Мысль неновая и возникает всегда, когда речь заходит о животных, но здесь, в спектакле история показана от лица самих собак, которых играют актеры. Лицо каждого загримировано лишь наполовину, намекая на то, что на самом деле собаки ничем не отличаются от людей, а порой проявляют даже большую гуманность.
 

Когда-то все они оказались не нужны человеку, сбились в стаю и теперь обитают в овраге, к которому подбирается строительство. Каждый день животные рыщут в поисках еды и пытаются учуять в воздухе запах перемен, а ночью ищут «собачью дверку», за которой каждую собаку ждет счастливая сытая жизнь. Никто не знает, где именно ее искать, но каждая собака связывает хорошую жизнь с человеком. Несмотря на то, что люди в большинстве своем обходятся с ними жестоко, собаки все равно продолжают им верить. Эта мысль делает спектакль настоящей драмой и действительно способна изменить отношение к животным у подрастающего поколения. Постановка адресована зрителям, достигшим 12 лет, но и взрослым будет полезно узнать, как чувствуют себя бездомные животные — или люди, ведь недаром они так похожи. Особенно драматичным выглядит финал, не такой, как в повести — режиссер намеренно усилил его, чтобы дать зрителю «больший трамплин для размышлений». Спектакль играется в пространстве малой сцены, и благодаря этому сама эта история тоже становится ближе к зрителям. В спектакле заняты Евгений Старухин, Павел Савин, Александр Карпенко, Ирина Конденко, Анна Конончук, Филипп Чёрный, Любовь Гунькова, Анастасия Чеснакова, Татьяна Чадина, Михаил Ройзен, Илья Крикун, Никита Никитин и сам Дмитрий Иванов.
 

Режиссер Всеволод Гриневский, приехавший на постановку из Омска, в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова говорит совсем о других вещах, однако и его главный герой из пьесы Эжена Ионеско «Король умирает» приобретает черты животного, с течением спектакля превращаясь в настоящего зверя.
 

Небольшая одноактная пьеса на шесть персонажей разыгрывается на «другой сцене», открытой к разного рода экспериментам. Этим по полной программе и пользуется режиссер, создавая на площадке жуткую атмосферу бункера, в котором живут король и его свита. За его пределами государство буквально схлопывается: границы с каждым часом уменьшаются, земли разорены, горы оседают, море прорвало плотины и затопляет страну, а двадцатилетние юноши через два-три дня становятся шестидесятилетними стариками…
 

Сам же Король (это, пожалуй, лучшая на сегодня роль заслуженного артиста РФ Игоря Чирвы) отказывается видеть очевидное, как и признавать тот факт, что вскоре ему придется встретиться со смертью. Классик абсурда, Ионеско строит свою пьесу на парадоксах, режиссер с удовольствием пользуется этими же приемами, создавая на сцене атмосферу всеобщего безумия и определяя свой спектакль как «постапокалиптическую поэму».
 

«Мы представили вымышленное государство, которое пережило ядерную войну, — говорит Всеволод Гриневский, комментируя сценическое решение. — Нет ничего более конкретного, чем абсурд. Зачастую там не бывает сюжета, и надо его придумывать самому.
 

Во многом все зависит от совместного решения режиссера и актеров, от того, что они откопают в пьесе. Мы стараемся копать глубоко, но с юмором.
 

Понятно, что есть как минимум два варианта решения этой пьесы — можно поставить ее как политическую сатиру, причем на любое государство, а можно сделать спектакль об обычном человеке, который тоже является королем — своего внутреннего государства. Поэтому когда он умирает, с ним, соответственно, умирает и его государство».
 

Если принять мысль о том, что этот спектакль о каждом человеке, то, пожалуй, зрителю будет сложно представить себя на месте героев, чья мимика, костюмы и способ существования на сцене имеют очень мало общего с театром, к которому привыкли в Иркутске. Но именно этого и добивался режиссер — немного встряхнуть публику, чуть-чуть шокировать ее. Поэтому перед просмотром надо быть готовым к тому, что здесь, например, есть замечательный в своей жути эпизод поедания дохлой крысы, сыгранный очень натурально артистом Романом Мосьпаном. Остальные актеры, занятые в спектакле, тоже прекрасны. Инфернальная Евгения Гайдукова в роли Королевы Маргариты, мечтающей довести супруга, с тем чтобы привести к трону своего любовника — королевского доктора. Играющий его Александр Братенков в окровавленном халате, с невозмутимым видом и лукавой усмешкой будто наблюдает за всем происходящим со стороны, не вмешиваясь в процесс. Замечательна в своей роли Королевы Марии Анастасия Пушилина, которая будто символизирует здесь то ли саму жизнь, то ли безумное сознание, за которые цепляется король, сопротивляясь смерти. Он совершает дикие поступки, ведет себя то как умалишенный, то как отчаявшийся до последней степени человек, готовый сделать все что угодно, только бы продолжить жить. Страшная сказочка закончится темнотой, с которой и начинается, как будто родилась в больном воображении или приснилась.

Фото: 
Анатолий Бызов
Автор: 
Антон Кокин
21.04.2016