Каждый выбирает для себя
Разработка сайта:ALS-studio
Версия для печати
Увы, нечасто театральные впечатления надолго остаются в памяти. Но когда вдруг постановка затрагивает тайные струны души, тогда снова и снова хочется говорить о великой силе театра, как бы банально это ни звучало в наш жесткий прагматичный век.
Счастливая судьба привела на спектакль «Последний срок» Валентина Распутина в Иркутский академический драматический театр им. Н.Охлопкова.
Русская деревня. Настоящая. Настоящая настолько, насколько ее может представить себе городской житель. Эта иллюзия создается лаконичной и простой декорацией, созданной художником Юрием Суракевичем. Эта иллюзия – ведь театр, по своей сути, тоже иллюзия – создается игрой замечательного актерского ансамбля. На сцене живут, ссорятся и выясняют отношения настоящие люди, не испорченные рекламой, телевидением, тусовками и прочими атрибутами жизни мегаполиса. Кажется, что именно на сцене видишь настоящие чувства, настоящие эмоции.
Сюжет прост: умирает старуха Анна. И перед ее смертью в дом сына, где она живет, съезжаются все ее дети, которых жизнь разбросала по разным городам и весям. Но только одной, самой младшей и любимой дочери Таньчоры нет. И именно это не отпускает Анну. Она ждет. Слушает. Наблюдает, словно заново узнавая своих детей. Вспоминает прожитые годы, те времена, когда дети были еще маленькими, те трудности, которые выпали на ее долю. Роль Анны в исполнении народной артистки РФ Наталии Королевой – огромная актерская удача. Ее героиня не жалуется, не грустит. Она счастлива, что дети, пусть и на исходе ее жизни, рядом с ней. И какая человеческая зависть, тоска звучит в словах старухи Миронихи (заслуженная артистка РФ Людмила Слабунова) – соседки и давней подруги Анны, когда она говорит о своих детях, которые давно уже ее не навещают. «Значит, хорошо живут», – оправдывая их беспамятство, грустно говорит она.
Две старые женщины – Анна и Мирониха – центр всего спектакля. В их размышлениях, грустных шутках, диалогах, монологах – вся мудрость простых русских женщин, хозяек, матерей. Их глаза порой говорят красноречивее слов. Их невозможно забыть так же, как никто из нас, как бы порой ни хотелось, никогда не сможет забыть своих родителей.
Неторопливое течение спектакля сначала хочется подстегнуть: чуть быстрее! Но постепенно оно подчиняет всех сидящих в зале своему ритму, заставляет как бы приостановиться в стремительном беге и, пусть на миг, задуматься о том, что составляет саму основу, саму суть жизни, вспомнить о близких и дорогих людях, о своем отношении к ним. Помните социальную рекламу, которая некоторое время назад настойчиво призывала: «Позвоните родителям!»? Пренебрежительно отмахиваясь от назойливых плакатов, мы не придавали ей значения. А вот во время спектакля меня, например, не оставляла мысль о том, что я давно не звонила своей маме. И, уверена, такие мысли возникали у всех, кто был в зале.
Спектакль «Последний срок» – о том, как родные люди становятся чужими. Он о том, что все чаще и чаще нам проще просить помощи у чужих людей, о том, что, отрываясь от семейных корней, люди становятся более уязвимыми. Этот спектакль – о душевном одиночестве среди людей. Когда собравшиеся проститься с матерью дети – Люся (Ольга Шмигаль) и Илья (Владимир Орехов), давно живущие в городе, Варвара (Татьяна Двинская), приехавшая из другой деревни, сын Федор (Степан Догадин), в чьем доме доживает свой век Анна, – собираются за общим столом, им оказывается не о чем говорить. У них уже давно нет ничего общего, кроме детских воспоминаний и… матери. Не станет ее, и прервется связывающая их нить.
Но пока они – все вместе. Братья пьют в бане, сначала с горя, а потом от радости, что мать пришла в себя и даже неплохо себя чувствует. Ставшая циничной, типично городской жительницей Люся пытается командовать, указывая семье брата на плохой уход за матерью. Однако желания забрать ее к себе у нее не возникает. Она даже не допускает такой мысли, ведь это дополнительная ответственность, которая нарушит привычный уклад жизни, не впишется в стремительный круговорот городского быта. Варвара по бабьей деревенской привычке всхлипывает и причитает, готовая, как принято, завыть, как только будет необходимо.
Таньчора – единственная, кто держит Анну на этом свете – не приедет. Мать и дочь разговаривают друг с другом, но Таньчора в спектакле – образ (Татьяна Буйлова). И этот образ – загадка, ответ на которую каждый найдет свой. Она не приедет, и поэтому останется для матери самой любимой, единственной, в ком мать не разочаровалась. Она и, наверное, Федор. Ведь он и его семья – жена (Анастасия Пушилина) и дочь (юная Маша Кузнецова) – те, кто, в конечном итоге, не оставил старую женщину одну, кто взял на себя заботу о ней. И именно Федор, видя нетерпеливое ожидание матери, говорит о том, что отправил телеграмму младшей сестре, чтобы та не приезжала. И эта ложь, произнесенная во спасение, лучше всего показывает доброту его сердца, скрытого под внешней грубоватостью.
Валентин Распутин вместе с создателями спектакля, постановщиком Геннадием Шапошниковым и режиссером Александром Ищенко через замечательную игру актеров открывают нам тайные уголки наших душ, в которые мы не очень-то любим заглядывать. Ведь в этой жизни каждый сам за себя. Но эта боль есть в каждом из нас так же, как и чувство вины, которое вдруг остро и неприятно напоминает о себе.
И чем больше проходит времени с момента спектакля, тем важнее кажется тема, удачнее сценография, интереснее игра актеров.
Дети разъехались. Паром ходит раз в несколько дней, а у них нет времени больше ждать. И напрасно Федор просит их задержаться, словно предчувствуя скорый конец.
Пустая сцена. Анна встает, собирает постель и уходит. Все. Дети остались одни. И теперь только от них зависит, останутся ли они родными друг для друга или станут навсегда чужими. И кто будет рядом с ними, когда придет их последний срок. Каждый выбирает для себя свой путь.
Источник:
27.10.2009