Будь в курсе
событий театра

Капитолина Мыльникова – из артистки в телеведущие

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Солидный юбилей – 80 лет – отметила старейшая иркутская акт-риса и первая в городе телеведущая Капитолина Мыльникова. Хоть день рождения и был в октябре, коллеги – работники академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова – поздравляли ее в минувшую среду в городском выставочном центре им. В. Рогаля. В этот же день здесь открылась посвященная артистке выставка «И жизнь моя – одна большая роль». Фотографии, награды, личные вещи – лишь малая толика того, что Капитолина Мыльникова передала на вечное хранение в музей истории Иркутска.

Живая история театра, великая актриса, хранительница традиций – так называют заслуженную артистку России Капитолину Мыльникову коллеги и театроведы. В следующем году она отметит 60-летний юбилей на сцене. Однако, пожалуй, только мудрый взгляд выдает возраст этой очаровательной женщины. В молодости, которая пришлась на 1950-е годы, актриса воплотила на сцене женский идеал того романтичного, пронизанного пафосом оптимизма времени.

В 1948 году 20-летняя выпускница Новосибирской театральной студии Капитолина Мыльникова приехала в столицу Восточной Сибири, чтобы остаться здесь навсегда. Свою молодость она отдала двум иркутским театрам – ТЮЗу и драматическому. На иркутской сцене она воплотила множество образов молодых героинь: Кати из «Двух капитанов», Любки Шевцовой из «Молодой гвардии», Дуняши из «Красных дьяволят» А через восемь лет внезапно сменила профессию и стала первой в истории иркутского телевидения ведущей эфира.

Сегодня актриса признается, что если бы не приказ обкома партии, она бы не променяла сцену на голубой экран. Ее слова подтверждает и тот факт, что через четыре года, как только появилась возможность, Капитолина Мыльникова вновь вернулась в театр. На смену оптимистичным персонажам пришли другие герои: уставшая от неустроенности Тамара из «Пяти вечеров», страдающая Нина из «В московской квартире»... Актриса воплощала на сцене всю палитру образов, от трагедийной Софьи в «Последних» Максима Горького и остро-сатирической Фелицаты Кукушкиной в «Доходном месте» Александра Островского до портретной роли спутницы вождя мирового пролетариата Надежды Крупской.

– Я всегда была влюблена в театр и хотела быть актрисой, – вспоминает Капитолина Мыльникова. – Необходимость быть диктором я восприняла как обязанность. Вещание иркутского телевидения началось накануне Нового года. Тогда еще не было записи и сигнала из Москвы, поэтому все передачи шли в прямом эфире. А в Иркутске невозможно было найти профессионального диктора, поэтому решили, что вести передачи должна актриса.

На одном из стендов выставки можно увидеть огромное (наверное, формата А4) бессрочное удостоверение первого диктора телевидения. Всего Капитолина Мыльникова передала в музей Иркутска 1,5 тыс. экспонатов.

– Ценность этой коллекции не только в том, что она рассказывает о жизни замечательной актрисы, но и в том, что отражает историю иркутского театра того времени, – отметила директор музея Ирина Терновая. – Кроме того, в коллекции не только вещи Капитолины Мыльниковой, но и предметы, которые передала ей на хранение иркутская актриса Галина Крамор, начавшая свою карьеру в первой половине XX века. Большую ценность представляют бытовые предметы, украшения, репертуарные листы, где указаны роли и годы, в которые шли спектакли. Отражена общественная деятельность Капитолины Мыльниковой, ведь она была членом Иркутского отделения Фонда мира. Все эти предметы займут свое место в экспозиции, посвященной истории театра, в новом здании музея на углу улиц Франк-Каменецкого и Карла Маркса, куда мы переедем в июле 2008 года. В здании же на улице Чайковского планируется открыть музей истории иркутской кинематографии.

В последние десятилетия Капитолина Мыльникова блестяще исполняла роли Настасьи в «Прощании с Матерой», Авдотьи в «Выходили бабки замуж», Арины Пантелеймоновны из «Женитьбы». А в 1995 году к своему бенефису сыграла в пьесе Эдварда Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского». Не оставляет она сцену и сегодня, исполняя роль пани Конти в спектакле «Соло для часов с боем».

Оглядываясь на свою жизнь в театре, Капитолина Мыльникова жалеет лишь об одном:

– После киноактера остаются фильмы, которые можно смотреть десятилетиями, а после актера драмы ничего, только воспоминания. Спектакль живет лишь тогда, когда его смотрит зритель. Вот он заканчивается, и остаются одни фотографии, которые ни в коей мере не передают атмосферу постановки.

Поэтому сотрудники музея истории Иркутска надеются, что в ближайшее время артистка возьмется за мемуары, которые они готовы издать в серии «Записки иркутян». Быть может, тогда современные зрители смогут хоть немного почувствовать атмосферу иркутского театра второй половины XX века.

23.11.2007