Будь в курсе
событий театра

«Интервью в Иркутске». Режиссер Денис Бокурадзе — о фестивале Вампилова и не только (Культура38)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Самарский режиссер Денис Бокурадзе стал одним из гостей XIV Международного театрального фестиваля современной драматургии имени Александра Вампилова, который прошел в Иркутске в сентябре 2023 года. Режиссер поделился своими впечатлениями об Иркутске, рассказал, как относится к современной драматургии, а также сообщил, что он многодетный отец: у него целых семнадцать детей! Своими детьми он называет созданные им спектакли.
 

— Я получил такие эмоции и от города, и от сибирской осени, от Байкала, от общения. Это такой глоток свежего воздуха! Вот я вышел из театра и решил пройти до гостиницы по набережной. Запах осенней листвы, воды, а на той стороне в тумане поезд идет, длинный неимоверно… Видно течение реки, уток, которые ныряют, одни лапки торчат… — такое перечисление точно выдает режиссера, — как мальчик с девочкой шли, и было видно, что у них первые отношения завязываются. Идешь и думаешь: как же прекрасно, что есть жизнь! И понимаешь, что она очень зыбкая. И как же все это надо любить, беречь и стараться сохранить. Как хорошо, что есть фестиваль, что он собирает людей. Надо беречь сиюминутность этого процесса. Это счастье — встречи с другими театральными коллективами и, конечно, со зрителями. Я был удивлен, что на наш спектакль «В сапоге у бабки играл фокстрот» пришло много зрителей старшего возраста. Я думал, они могут не понять современную драматургию. Но после спектакля зрители выходили и благодарили: «Спасибо большое за проникновенную тему, которую вы подняли, мы не думали, что есть такие спектакли». Считали необходимостью сказать хотя бы два–три слова благодарности, как-то передать свои эмоции. Это очень ценно, очень важно.
 

— Поделитесь мнением о структуре фестиваля в Иркутске: что отметите, что пожелаете?
— Возможно, не помешала бы какая-то обратная связь со зрителями. Это можно сделать и после спектакля запросто! Чтобы не собираться отдельно, а сразу после завершения, например, объявить: через десять минут в этом зале будет обсуждение. Даже если останется 10–15 человек — это уже хорошо. Люди смогут задать вопросы режиссеру, актеру, если какой-то момент остался непонятным или его захочется додумать. Возможно, не помешали бы мастер-классы для профессионального сообщества актеров: актерское мастерство, сценическая речь, или что-то связанное с работой завлита. То, что в рамках фестиваля есть лекции от театральных критиков — это действительно очень интересно. Такой образовательный формат нечасто встречается. Это правильное движение: чтобы не просто приехать, сыграть и уехать, как на гастроль. Чем фестивали отличаются от гастролей? Тем, что с фестиваля ты возвращаешься заряженным. Мне кажется, что это одна из главных задач: чтобы оттуда уезжали с новыми идеями. А где их можно подцепить? У других людей. Хочется, образно говоря, «заразиться» каким-то мыслями, идеями. Вот какая-то бацилла в тебе «зарождается» и начинает развиваться. Ты уже понимаешь, что хочешь сделать, например, спектакль на определенную тему.
 

— Очень интересно: вы уже «подцепили» себе какие-то мысли в Иркутске?
— Когда я пообщался с людьми, посмотрел город, приехал на Байкал и глядел на него, то мне пришли мысли, как я могу решить несколько сцен. Это родилось именно здесь, где другая энергетика, другое ощущение пространства, расстояния — тысяча километров, время, внутренний перепад. И все это дало некий толчок к тому, что сейчас рождается еще одна интересная идея.
 

— Что вы скажете о современной драматургии? Какой он, нынешний и будущий театр?
— Театр — он сам выбирает свою дорогу. Я считаю: у каждого спектакля и театра есть свой зритель. И если билеты проданы — значит, то, что делает этот театр, востребованно. Значит, этим нужно заниматься. Не бывает, чтобы что-то нравилось всем. Театр — это элитарный вид искусства, и не надо туда всех гнать. Это мое четкое, устойчивое мнение. Это настолько сокровенно и настолько избранно. Театр не умрет никогда. Он сам найдет себе выход. Когда была политически сложная ситуация, когда его «зажимали», он искал, как найти хоть какую-то щелку и пролезть — и все равно остаться живым. Когда в девяностые разрешили показывать на сцене всё, что хочешь, сняли цензуру — бери хоть политические темы, хоть откровенные, то театру стало неинтересно. И он опять стал искать более интеллектуальный путь, чтобы не быть «попсой».
 

— Что для Вас важно в поиске материала?
— Я прежде всего руководствуюсь своим вкусом, чтобы это было интересно мне. И когда я погружен в спектакль, когда я с материалом соединяюсь, это становится интересно и зрителю. Мне не очень близка «социалка», сиюминутные злободневные темы. Потому что прошла ситуация — и всё, и это уже неинтересно. И возникает сразу ощущение ненужности… Честно говоря, с современной драматургией у меня не очень хорошо. Когда ты что-то ставишь, то понимаешь, что с этим будешь жить. И надо выбрать то, чему ты готов посвятить полгода своей жизни. А жизнь-то не бесконечная. Вот я прочитал этот материал — «В сапоге у бабки играл фокстрот» — и это отозвалось. Я понял, что хочу это сделать, и чтобы зрители тоже в этом находились состоянии и в этом материале. Но это редкий случай.
 

— Вы сторонник классики?
— Да и классика далеко не вся отзывается. Бывает так: мозгами-то понимаешь, но ведь ставишь не мозгами, а душой и сердцем. Это как пару себе выбрать: вроде бы человек хороший, и порядочный, а вот не отзывается ничего внутри. То же самое с материалом: можно сотни пьес перечитать в поиске, и в какой-то момент оно раз — и происходит, смыкание. Премьера — это только рождение. А дальше ты этот спектакль ведешь, он растет, как ребенок.
 

— И сколько же у вас на данный момент «детей»?
— Семнадцать. И перед каждым показом мы репетируем, обсуждаем: что поменять, а с чем идти дальше. Если я понимаю, что спектакль не отзывается — ну всё, произошло выгорание. И ты его оставляешь «отдохнуть». Не списываем, не выбрасываем, а именно даем отдохнуть. Пусть у нас друг к другу внутреннее притяжение появится. И когда понимаешь, что скучаешь по спектаклю, и артисты тоже вспоминают его, скучают, — тогда можно возвращать. Находить новые смыслы и идти дальше.
 

СПРАВКА

Бокурадзе Денис Сергеевич — российский актер и режиссер, заслуженный работник культуры Самарской области. Художественный руководитель театра-студии «Грань». Художественный руководитель Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост»; номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссёра в драме» (2016, 2017, 2018); член жюри Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» — 2019.

Член Союза театральных деятелей РФ, член Гильдии театральных режиссеров России. Член совета по культуре при министерстве культуры Самарской области, член общественной комиссии по вопросам культуры, спорта и молодежной политики при комитете Самарской Губернской Думы по культуре, спорту и молодежной политике. Кандидат наук в области культурологии, доцент кафедры Актерского искусства. Автор спектаклей в театре-студии «Грань» (г. Новокуйбышевск), Государственном Театре на Таганке (г. Москва), Государственном Театре наций (г. Москва).

Фото: 
Анастасия Токарская, архив Дениса Бокурадзе
Автор: 
Ника Песчинская
20.09.2021