Будь в курсе
событий театра

Интеллигент – антипод вандала

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Пропала табличка с памятника Александру Вампилову рядом с Иркутским академическим театром. Сообщение в «Коммерсанте» от 1 апреля. Может, мистификация? Но нет. Страница с именами скульптора, архитектора и меценатов на месте отсутствует.

Опять вандалы. Дикари. Геростраты. Гореть им синим пламенем. Фрагмент композиции повредили, и вот он отправлен на реставрацию. Тенденция портить скульптурные артефакты стала в нашем культурном городе уже «старинной народной забавой».

Сколько раз на Пасху пакостники красили гранитное яйцо у стелы на обелиске русско-японскому братству по улице Канадзавы? Краску приходилось смывать растворителями и выжигать паяльной лампой. Однажды 120-килограммовый объект вообще откатили на полквартала, начисто сорвав крепёжный штырь.
 

К 350-летию Иркутска появились новые украшения в центре: харизматичная виолончель на улице Урицкого и бронзовая группа с легендами советского кино: Леонидом Гайдаем, Барбосом, Трусом, Бывалым и Балбесом. Не прошло и года, как виолончель подверглась нападению дважды, сначала сломали гриф, потом оторвали смычок и струну. Потом беззащитный инструмент, казавшийся одушевлённым, сгинул вовсе. С Гайдаем тоже получился триллер-сериал. У Барбоса из пасти вырвали палку с динамитом. Её так и не нашли. У кого-то, видимо, мания коллекционировать разбойничьи трофеи. Потом Труса лишили галстука. Кто, кстати, может оторвать матерчатый галстук? Мозолистой рукой. Надо быть гориллой. А тут всё-таки металлический сплав. В довершение всего артистичная троица оказалась за забором, чтобы не смущать горожан и туристов ампутированными руками Вицына и Никулина. Устранение убытков потребовало времени и средств. А кто измерит и покроет безадресный и чудовищный моральный ущерб, нанесённый всему разумному и доброму?

Теперь вот под горячую очумелую руку современного неандертальца попал культовый драматург, прославивший нас на весь мир. Для вандала – тем лучше. Чем круче объект – тем громче триумф. Правда, анонимный. Никто ведь не узнает, чья именно злая воля надругалась над культурным достоянием. Герострат, спаливший храм Артемиды в древнем Эфесе, по крайней мере, надеялся войти в историю. И таки вошёл. А кто эти безликие обрыватели струн и отколупыватели табличек? Анонимные джокеры ночных бессонниц и весенних обострений. Мы их не знаем. Мы не хотим ходить с ними по одному Иркутску.

Александр Вампилов оставил нам множество метких цитат. Вот одна из них: «Идиоты не переводятся, они совершенствуются». Эти – не совершенствуются. Они стоят на самой низшей ступени развития. Романтик и гуманист был Александр Валентинович. Интеллигент. Антипод вандала. На том и стоит. И стоять будет.
 

Фото: 
Николай Рютин
Автор: 
Марина Рыбак
04.04.2024