Геннадий Гущин:«Я хочу, чтобы люди были счастливы»
Разработка сайта:ALS-studio
Что будет с озорным мальчишкой, второгодником и бунтарем, если его отдать на перевоспитание в театр? Что станет с душой человека, если остановить часы? На каком, инопланетном языке говорит современная молодежь? Как с помощью мяча снять усталость? На эти и другие нетривиальные вопросы журналу VINTAGE ответил заслуженный артист России, режиссёр Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова, талантливый педагог, футболист, теннисист, филолог и при этом любитель повалять дурака – Геннадий Степанович Гущин.
Почему актёр и режиссёр? Не писатель, не пожарник, не художник. Как так получилось?
Я с детства любил кривляться, мне нравилось смешить друзей в детском саду, потом одноклассников в школе, я постоянно создавал вокруг себя какой-то «кипеж» и был очень хулиганистым парнишкой. Сейчас, анализируя, понимаю, что это и были те самые актёрские задатки, а тогда со мной просто мучились и не знали, куда эту энергию направить. В итоге меня отвели к руководителю театральной студии Алексею Алексеевичу Худякову и отдали на «перевоспитание». Я был просто ошарашен, как там все интересно: какие-то кулисы, реквизит, старшеклассники что-то изображают и не стесняются этого. Я окунулся в их игру, и она мне так пришлась по душе, что я до сих пор в ней. Мне нравилось существовать на сцене, привлекать внимание, поэтому после окончания школы сомнений, куда поступать, не было. Причём я даже не волновался: «Как я могу не пройти с таким-то объёмом дарований?» (Смеётся). Позже, когда приобрёл профессиональный опыт, понял, что ничего тогда не умел.
Как же удалось из «мальчиша-плохиша» стать заслуженным артистом России?
Судьба вовремя выдернула из уличной среды и протащила за шиворот мимо каких-то трагических событий. Многие, с кем я водил в детстве близкую дружбу, пошли по тюрьмам, кого-то в пресловутые 90-е просто убили. Театр направил мою разрушительную энергию в нужное русло. После окончания училища я осознанно пошёл в университет на филологический факультет, понял,
________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Современный человек живёт так же стремительно, как переключает каналы на телевизоре. Только после 150-го ни о каких впечатлениях уже не может быть и речи».
________________________________________________________________________________________________________________________________________
что мне не хватает знаний. Там познакомился с уникальными людьми, прекрасными педагогами, которые, видимо, во мне что-то разглядели, потому что процесс обучения не ограничивался лекциями и сессиям: были интересные внеклассные разговоры, чаепития, на которых я старался почерпнуть для себя важное. Целенаправленно заставлял себя читать литературу, слушать классическую музыку, без которой сейчас себя не мыслю. Когда приезжал в Москву, первое, что делал, забросив вещи в гостиницу, бежал в Третьяковскую галерею, Пушкинский музей. Самообразование должно быть осознанным, я понял, что без этого нельзя. А всё остальное, какие-то правильные жизненные события, происходили сами по себе.
А что важнее в актёрском деле: счастливый случай, одарённость или что-то ещё?
Все должно сойтись. Какой-то толчок от природы, связь с ангелом в любой профессии важны – от того появляется лёгкость и удовольствие. Для артиста – это любовь к дуракавалянию. Несерьёзность в нашем деле качество необходимое. Драму мы репетируем или трагедию, мы всё равно играем. Конечно, без трудолюбия и самообучения ничего не получится. У меня есть масса примеров, когда одарённые люди (в разных сферах) без работы над собой быстро растрачивали свои способности: можно сказать, в их случае природа выстрелила вхолостую. И наоборот, когда человек, которому не так много дано, начинал пахать и добивался признания.
А счастливый случай, везение – это вещь субъективная. Не останься я на второй год в седьмом классе – попал бы в училище на театральный курс старше, а он был не таким удачным: педагоги все время менялись. А я пропустил год и поступил к великому мастеру сцены Борису Преображенскому. Уверен, случай может быть несчастливым, но когда-нибудь он обязательно принесёт свои счастливые плоды. Поэтому не стоит спешить завидовать, если кому-то «везёт» больше, жизнь сама всё расставит по местам, надо дорожить тем, что дано.
Мои студенты (сегодня уже молодые артисты) – это мои дети, и они кажутся мне самыми лучшими. В них есть главное, что я пытался им привить, – они любят то дело, которому служат. Не дивиденды выжимают и ведут корпоративы, а искренне ценят и уважают свой актёрский дар. Если Господь наградил тебя этой профессией, то она для чего-то и прежде всего для формирования и понимания себя как сущности. Физики пытаются через физику понять этот мир, а актёры через лицедейство. Мы много рассуждали на эту тему и в этом направлении работали. Поэтому, полагаю, сейчас они существуют правильно. В них нет фанатизма: «Ах, я артист». Они понимают, что это труд, от которого надо получать удовольствие. И они пашут. Я это отслеживаю, и мне это очень нравится. А ещё мне лестно, что, несмотря на расстояния и время, они поддерживают между собой хорошие человеческие отношения. Наша профессия эгоистична сама по себе, и это культивируется в артисте. Но пока я вижу, как они радуются успехам друг друга. Я верю, что они хороши как люди и обязательно вырастут в достойных профессионалов.
Вы как-то говорили, что нужно постоянно расшевеливать свою душу, не давать ей окаменеть, слушать и видеть сердцем. Напомните, как это делать?
Это не просто, сейчас такой пресс на нас давит в жизни. Если говорить образно, то поток негативной информации натёр на душах людей мозоли, и они потеряли чувствительность. Чтобы вернуть осязание жизни надо постоянно напоминать себе, что ты человек, ты единое целое с другими людьми и той вселенной, в которой находишься. Постараться сбавить ритмы... Раньше, предположим, едет человек на телеге из Иркутска в Ангарск, не спеша, около 6-7 часов. У него есть возможность посмотреть, как мимо проходит бродячая собака, вот она села, уши повесила и так жалобно посмотрела, что ей захотелось бросить кусок хлеба. И с этим ощущением он едет дальше... Вдруг увидел какого-то парнишку, который бежит босиком по лужам и почему-то засмеялся и помахал ему рукой... На душе стало весело, другое чувство родилось. А сейчас, когда несутся самолеты и скоростные поезда - эти важные детали выпадают из жизни человека, а они не должны исчезать, они дают мощный импульс душе.
Чтобы замедлить время, надо не успевать, а наслаждаться процессом. Вот у меня на днях была встреча с директором Театра кукол, и я должен был сесть на троллейбус и проехать две остановки, а тут думаю, выйду-ка на одну остановку раньше и пройдусь по парку ЦПКиО (у меня было 10 свободных минут). И я пошел. И вдруг вспомнил, что здесь была танцевальная площадка, на которой я в своё время танцевал и дрался с пацанами, а здесь колесо обозрения.... Сейчас там всё уже травой поросло. Попытался отыскать взглядом скамейки, на которых в 15 лет целовались с девчонками. И меня посетила ностальгия. Я шёл-шёл через парк и пришёл на встречу уже другим. В моей душе что-то произошло. По этой же причине люблю ходить на концерты симфонических оркестров. Сажусь в кресло, абстрагируюсь, выключаю этот дурацкий мобильный телефон и погружаюсь в музыку. И что-то во мне происходит не на уровне мозгов и разума, а на уровне сердца. Эти эмоции позже дают свой отклик. Всплакнул или улыбнулся на спектакле, а потом вдруг раз и мысль пришла: «Может, пойти наколоть дрова соседу?». Как это связать? Да никак. Просто сердце подсказало такой человеческий ход за то, что я разбудил его.
К сожалению, сегодня многие разучились смотреть спектакли. Несмотря на заглушки в зале, нет-нет да и запиликает телефон, кто-то зевает, а кто-то смотрит, сколько минут осталось до антракта. Смысл такого посещения теряется. На уровне сюжета эти люди могут что-то рассказать, но встречи с живым, духовным, с музой у них не случилось. Не стоит совершать глупость, ставить галочку, что вы были в театре, нужно идти на спектакль за чем-то большим. Театр, если отнестись к нему с уважением, может изменить угол зрения на жизнь, а может, и саму жизнь.
Вы бы хотели, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам?
Многие артисты кокетничают при ответе на этот вопрос: «Никогда». А на самом деле наша профессия очень интересная, и, если мои сыновья почувствуют к ней тягу, если Господь дал им что-то, почему бы и нет, я с удовольствием помогу. Я хочу, чтобы люди были счастливы. А мне кажется, актёры счастливые люди, даже те, кто жалуется: «Я мало играю, жизнь проходит зря». Нет, не зря, потому что такого кайфа и постоянной круговерти, наверное, ни в одной другой профессии не получить. Даже за сценой мы постоянно что-то показываем, рассказываем друг другу - нам интересно работать. Если мои дети не выберут актёрский путь, мне бы хотелось, чтобы творчество присутствовало в их жизни. Они должны быть творцы, создавать, чтобы душа трепетала при этом.
Только с возрастом я понял, как мне повезло родиться именно в Иркутске, в Сибири, среди этих зрителей. Мы много гастролируем по стране и чем западнее уезжаем, тем меньше зрительской отдачи получаем. Иностранцы к нам относятся, как к экзотике: «Русские приехали, пойдем поглядим». А когда мы приезжаем в Усть-Илимск или Бодайбо, встречаем такой шквал настоящей любви, невероятно мощную энергетику, что понимаем – вот в чём смысл.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРЕМЬЕРА спектакля Геннадия Гущина «Комната невесты» состоится 30 мая в 18:30
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вам близка современная драматургия?
Когда я набрал курс, почти пять лет назад, и начал с ними заниматься, то вдруг понял, что чего-то не понимаю в молодёжи. Хотя всегда общался с ними на равных. А тут они что-то говорят, а у меня не складывается, как это можно так думать. Я разучился шифровать их язык, мысли и чувства. Тогда я сам себе сказал: «Стоп, надо читать, надо разбираться». И когда в это дело углубился, то вдруг осознал, что дело не в молодежи, а в нас. Мы забыли, какими были в 15 лет: как воевали со старшими, не потому, что были плохими, а потому что так выражали свой мир. Возможно где-то и агрессивным способом. Я понял, что современные драматурги не меньше нас говорят о добре и зле, о Боге, только другим языком, с высоты своего мировосприятия. Если не отмахиваться от них, не наклеивать ярлыки, что это «чернуха», а попытаться понять, внедриться всем своим существом, то окажется, что там много света. У меня на примете множество замечательных современных пьес, которые я хочу поставить.
А что такое современность, какая она сегодня?
Человек с его пороками остался прежним. Авель позавидовал Каину, и сегодня зависть нам не чужда. Соломон полюбил жену своего полководца и убил его, такое вполне могло произойти и сейчас. Отелло, чернокожий ревнивец, но и его чувства и поступки нам понятны. Современен человек. Когда искусство будет заниматься человеком, тогда все будет современно. Не внешние атрибуты искать, а внутренние. Классика не устаревает никогда, потому что всегда говорила и говорит прежде всего о человеке. Другой вопрос: сможет ли режиссёр так близко принять какую-то историю к сердцу, что боль его героев станет понятной и доступной без слов. Тут уже вопрос о мастерстве. А когда классику пытаются нарядить в пиджаки, забывая о сути, она теряет смысл. Ромео может приехать на мотоцикле, Джульетта спрыгнуть с парашюта, но если в них нет страсти и любви, то это не современно. И наоборот, новая, неизвестная пьеса вполне может стать классикой, если поднимет общечеловеческие темы и доступно их изложит. Вампилова в своё время ругали за то, что он не современен, но прошло время и его произведения стали классикой. А какие гонения были на передвижников, которые бросили вызов Академии художеств и вместо классических библейских сюжетов стали писать о простой жизни, а сегодня это наше всё. А бедного Альфреда Шнитке вообще запрещали слушать: ну что за какофония звуков?! А я не мыслю себя без его музыки, использую её во многих своих спектаклях.
Вы являетесь основателем футбольной команды «Дружба», многократным чемпионом Иркутской области по мини-футболу. Что для вас эта игра?
Футбол и вообще спорт - это образ моей жизни. Я не могу без него, как без обеда. Последние шесть лет ещё и активно играю в большой теннис, выезжаю на турниры. Спорт формирует характер, помогает в будущем добиваться поставленных целей, не пасовать перед трудностями, уважать партнёров. Для меня это ещё и мощная психологическая разгрузка. Когда после спектакля тяжело, нервные затраты огромные, я иду на поле, кричу во всё горло, и все проблемы уходят на второй план. Отрицательную энергию, накопленную на работе, вытесняет другая, мощная природная. Я очень люблю состояние, когда набегавшись... Кто-то тебя по ноге треснул, ты кого-то треснул. Встаёшь под холодный душ и растворяешься в истоме, тело ноет, а душа поёт.
А еще спорт позволяет общаться с совершенно другими людьми. В театре публика одна, с ней надо на своём языке говорить, а в спорте совершенно другой разговор, другие мужики. Конкретные. В молодости я занимался бойцовским искусством и подружился с такими ребятами. И я помню, как смотрели на меня коллеги актёры, когда на своё 50-летие я пригласил друзей детства и юности. Ничего себе, зашли какие-то люди с перебитыми носами, переломанными руками.. Это другой мир. Но это часть меня, эти люди мне важны, я их безумно люблю и благодарен им за привитые качества характера. В своё время и я научил их любить искусство. Когда наступает премьера они, сбросив перчатки и бутсы, надевают галстуки и вместе с жёнами выходят в свет. Я понимаю, что для них это важно, как и для меня.
1. Самый счастливый день в вашей жизни?
Их несколько - это дни рождения моих детей.
2. Самый ужасный человеческий порок?
Зависть.
3. Встреча, которая заставила изменить отношение к жизни?
Встреча с супругой.
5. Последний фильм или книга, которые произвели на вас сильное впечатление?
Пьеса, которую я сейчас ставлю: «Комната невесты» Валентина Красногорова и мультипликационный фильм Юрия Норштейна «Сказка сказок».
6. Ваше самое удачное кулинарное творение?
Бутерброд с колбасой.
7. Ваше жизненное кредо?
Я благодарю судьбу за всё, что происходит в моей жизни.