Гений театрального искусства
Разработка сайта:ALS-studio
17 января 1863 года родился легендарный театральный режиссёр, артист, педагог, создатель актёрской системы, Народный артист СССР Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев).
На свет Костя Алексеев появился в семье успешного московского промышленника, богатого не только капиталами, но и количеством детей (у Станиславского было девять братьев и сестёр). Двоюродный брат Константина Сергеевича – Н. А. Алексеев – являлся в одно время Городским головою, а младшая сестра Зинаида Сергеевна Соколова стала заслуженной артисткой РСФСР.
Впервые на сцену домашнего любительского театра Константин вышел в 1877 году – в московском доме одна из залов была выделена под театральные представления, а в родовом имении Любимовка – целый флигель. С опытными педагогами занимался пластикой, вокалом, актёрским мастерством. Учился в гимназии при Лазаревском институте, после начал службу в семейной фирме. В 1886 году Константина Алексеева избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были П.И. Чайковский, С.И. Танеев и С.М. Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским и художником Ф.Л. Соллогубом Алексеев разработал проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. В это время, и появляется сценический псевдоним «Станиславский».
Первый спектакль на сцене Общества состоялся в декабре 1888 года. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Константин Сергеевич стал известным актёром, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены. В это же время были созданы режиссёрские работы Станиславского: «Горящие письма» П. Гнедича, «Отелло» У. Шекспира, «Уриэль Акоста», «Польский еврей» Эркмана-Шатриана, «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Потонувший колокол», «Село Степанчиково» Ф. Достоевского и другие. Станиславский искал, по сформулированному им позже определению, «режиссёрские приемы выявления духовной сущности произведения». Он экспериментирует со светом, звуком, ритмом.
В июне 1897 году Немирович-Данченко пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театрального искусства. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре — не увидимся ли?» На конверте он подписал: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра». Интересно, что летом того же года (только в августе месяце), в далеком Иркутске был открыт и освящён Городской театр, впервые за пятьдесят лет разместившийся в каменном здании, в котором существует и поныне.
Но вернёмся к Константину Сергеевичу. В ходе ставшей легендарной, беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления. 18 часов продолжалась эта встреча! Станиславский и Немирович-Данченко обсудили состав труппы, костяк которой должны были составить молодые интеллигентные актёры, круг авторов (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. П. Чехов) и скромно-неброское оформление зала. Разделили обязанности: литературно-художественные были предоставлены Немировичу-Данченко, художественные — Станиславскому; набросали систему лозунгов, по которым будет жить новый театр.
26 июня 1898 года в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы Художественного театра, набранной из учеников Немировича-Данченко по Филармонии и актёров-любителей Общества искусства и литературы. В первые же месяцы репетиций выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно. Репетиции трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику на премьере, а Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Фёдора из шести претендентов своего ученика И. В. Москвина и на индивидуальных занятиях с артистом помог ему создать трогательный образ «царя-мужичка», который стал открытием спектакля.
Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» А. П. Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. Принцип непрерывного развития объединял на сцене рассыпавшуюся, разрозненную жизнь. Был развит особый принцип сценического общения («объект вне партнера»), неполного, полузамкнутого. Зрителя на чеховских спектаклях МХТ радовало и томило узнавание жизни, в её немыслимой прежде подробности.
В 1905 году Станиславский вместе с Мейерхольдом создаёт экспериментальную Студию на Поварской. Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжит в «Жизни Человека» Л. Андреева (1907 г.): на фоне чёрного бархата появлялись схематически изображённые фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково-заострённые линии костюмов, гримы-маски. В «Синей птице» М. Метерлинка (1908 г.) был применён принцип чёрного кабинета: эффект чёрного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений.
В постановках первого сезона МХТ Станиславский играл Тригорина в «Чайке» и Левборга в «Гедде Габлер». По отзывам критики, его шедеврами на сцене стали роли: Астров в «Дяде Ване», Штокман в пьесе Г. Ибсена «Доктор Штокман», Вершинин «Трёх сёстрах», Сатин в «На дне», Гаев «Вишнёвом саде», Шабельский в «Иванове». Дуэт Вершинина — Станиславского и Маши — О. Книппер-Чеховой вошёл в сокровищницу сценической лирики.
Станиславский продолжает ставить перед собой всё новые и новые задачи в актёрской профессии. Он требует от себя создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения. Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенес в созданную им Первую студию (публичные показы её спектаклей — начались с 1913 года).
На судьбе Станиславского отозвались две последние его актёрские работы: Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (1915 г.), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 новой постановке «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского. Причина неудачи Ростанева, роли, не показанной публике, остается одной из загадок истории театра и психологии творчества. По многим свидетельствам, Станиславский «репетировал прекрасно». После генеральной репетиции он прекратил работу над ролью. После этого Станиславский навсегда отказался от новых ролей (нарушил это решение лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922—1924 годах, согласившись играть воеводу Шуйского в старом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»).
Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Д. Байрона. Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» в 1921 году. На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его Первую студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.
В 20-х годах остро встал вопрос смены театральных поколений; Первая и Третья студии МХАТа превратились в самостоятельные театры. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников Второй студии.
Деятельность Станиславского в 20—30-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. Постановка «Горячего сердца» в 1926 году стала ответом тем критикам, которые уверяли, что «Художественный театр — мёртв». Стремительная легкость темпа, живописная праздничность отличала «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше 1927 года.
После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928 году, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточившись на теоретических изысканиях, педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 года (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
В начале 30-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 года к названию театра была добавлена аббревиатура «СССР», уравнявшая его с Большим и Малым театрами, в сентябре 1932 года ему было присвоено имя Горького, — театр стал именоваться МХАТ СССР им. Горького. В 1937 году он был награждён орденом Ленина, в 1938 году — орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 году МХАТу было передано здание бывшего Театра Корша — для создания филиала театра.
В 1935 году открылась последняя — Оперно-драматическая студия К. С. Станиславского (ныне Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). Практически не покидая своей квартиры, Станиславский встречался с актёрами у себя дома, превратив репетиции в актёрскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий. Продолжая разработку «системы», вслед за книгой «Моя жизнь в искусстве» (американское издание — 1924, русское — 1926) Станиславский успел отправить в печать первый том «Работы актёра над собой» (издана в 1938, посмертно).
Станиславский умер 7 августа 1938 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Константин Сергеевич был награждён Орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, являлся почётным академиком Петербургской академии наук (позже РАН) и Академии Наук СССР.