Будь в курсе
событий театра

Гений театрального искусства

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

17 января 1863 года родился легендарный театральный режиссёр, артист, педагог, создатель актёрской системы, Народный артист СССР Константин Сергеевич Станиславский (Алексеев).
 

На свет Костя Алексеев появился в семье успешного московского промышленника, богатого не только капиталами, но и количеством детей (у Станиславского было девять братьев и сестёр). Двоюродный брат Константина Сергеевича – Н. А. Алексеев – являлся в одно время Городским головою, а младшая сестра Зинаида Сергеевна Соколова стала заслуженной артисткой РСФСР.
 

Впервые на сцену домашнего любительского театра Константин вышел в 1877 году – в московском доме одна из залов была выделена под театральные представления, а в родовом имении Любимовка – целый флигель. С опытными педагогами занимался пластикой, вокалом, актёрским мастерством. Учился в гимназии при Лазаревском институте, после начал службу в семейной фирме. В 1886 году Константина Алексеева избрали членом дирекции и казначеем Московского отделения Русского музыкального общества и состоящей при нём консерватории. Его сотоварищами по дирекции консерватории были П.И. Чайковский, С.И. Танеев и С.М. Третьяков. Вместе с певцом и педагогом Ф.П. Комиссаржевским и художником Ф.Л. Соллогубом Алексеев разработал проект Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ), вложив в него личные финансовые средства. В это время, и появляется сценический псевдоним «Станиславский».
 

Первый спектакль на сцене Общества состоялся в декабре 1888 года. За десять лет работы на сцене МОИиЛ Константин Сергеевич стал известным актёром, его исполнение ряда ролей сравнивалось с лучшими работами профессионалов императорской сцены. В это же время были созданы режиссёрские работы Станиславского: «Горящие письма» П. Гнедича, «Отелло» У. Шекспира, «Уриэль Акоста», «Польский еврей» Эркмана-Шатриана, «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», «Потонувший колокол», «Село Степанчиково» Ф. Достоевского  и другие. Станиславский искал, по сформулированному им позже определению, «режиссёрские приемы выявления духовной сущности произведения». Он экспериментирует со светом, звуком, ритмом.
 

В июне 1897 году Немирович-Данченко пригласил Станиславского встретиться и обсудить ряд вопросов, касающихся состояния театрального искусства. Станиславский сохранил визитную карточку, на обороте которой карандашом написано: «Я буду в час в Славянском базаре — не увидимся ли?» На конверте он подписал: «Знаменитое первое свидание-сидение с Немировичем-Данченко. Первый момент основания театра». Интересно, что летом того же года (только в августе месяце), в далеком Иркутске был открыт и освящён Городской театр, впервые за пятьдесят лет разместившийся в каменном здании, в котором существует и поныне.
 

Но вернёмся к Константину Сергеевичу. В ходе ставшей легендарной, беседы были сформулированы задачи нового театрального дела и программа их осуществления. 18 часов продолжалась эта встреча! Станиславский и Немирович-Данченко обсудили состав труппы, костяк которой должны были составить молодые интеллигентные актёры, круг авторов (Г. Ибсен, Г. Гауптман, А. П. Чехов) и скромно-неброское оформление зала. Разделили обязанности: литературно-художественные были предоставлены Немировичу-Данченко, художественные — Станиславскому; набросали систему лозунгов, по которым будет жить новый театр.
 

26 июня 1898 года в подмосковном дачном месте Пушкино началась работа труппы Художественного театра, набранной из учеников Немировича-Данченко по Филармонии и актёров-любителей Общества искусства и литературы. В первые же месяцы репетиций выяснилось, что разделение обязанностей руководителей условно. Репетиции трагедии «Царь Фёдор Иоаннович» начал Станиславский, создавший мизансцены спектакля, потрясшие публику на премьере, а Немирович-Данченко настоял на выборе на роль царя Фёдора из шести претендентов своего ученика И. В. Москвина и на индивидуальных занятиях с артистом помог ему создать трогательный образ «царя-мужичка», который стал открытием спектакля.
 

Значительнейшие спектакли Художественного театра, такие, как «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого, «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад» А. П. Чехова ставились Станиславским и Немировичем-Данченко совместно. Принцип непрерывного развития объединял на сцене рассыпавшуюся, разрозненную жизнь. Был развит особый принцип сценического общения («объект вне партнера»), неполного, полузамкнутого. Зрителя на чеховских спектаклях МХТ радовало и томило узнавание жизни, в её немыслимой прежде подробности.
 

В 1905 году Станиславский вместе с Мейерхольдом создаёт экспериментальную Студию на Поварской. Опыты поисков новых театральных форм Станиславский затем продолжит в «Жизни Человека» Л. Андреева (1907 г.): на фоне чёрного бархата появлялись схематически изображённые фрагменты интерьеров, в которых возникали схемы людей: гротесково-заострённые линии костюмов, гримы-маски. В «Синей птице» М. Метерлинка (1908 г.) был применён принцип чёрного кабинета: эффект чёрного бархата и осветительная техника были использованы для волшебных превращений.
 

В постановках первого сезона МХТ Станиславский играл Тригорина в «Чайке» и Левборга в «Гедде Габлер». По отзывам критики, его шедеврами на сцене стали роли: Астров в «Дяде Ване», Штокман в пьесе Г. Ибсена «Доктор Штокман», Вершинин «Трёх сёстрах», Сатин в «На дне», Гаев «Вишнёвом саде», Шабельский в «Иванове». Дуэт Вершинина — Станиславского и Маши — О. Книппер-Чеховой вошёл в сокровищницу сценической лирики.
 

Станиславский продолжает ставить перед собой всё новые и новые задачи в актёрской профессии. Он требует от себя создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения. Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенес в созданную им Первую студию (публичные показы её спектаклей — начались с 1913 года).
 

На судьбе Станиславского отозвались две последние его актёрские работы: Сальери в трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина (1915 г.), и Ростанев, которого он должен был вновь играть в готовившейся с 1916 новой постановке «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского. Причина неудачи Ростанева, роли, не показанной публике, остается одной из загадок истории театра и психологии творчества. По многим свидетельствам, Станиславский «репетировал прекрасно». После генеральной репетиции он прекратил работу над ролью. После этого Станиславский навсегда отказался от новых ролей (нарушил это решение лишь в силу необходимости, во время гастролей за рубежом в 1922—1924 годах, согласившись играть воеводу Шуйского в старом спектакле «Царь Фёдор Иоаннович»).
 

Первой постановкой Станиславского после революции стал «Каин» Д. Байрона. Репетиции только начались, когда Станиславский был взят заложником при прорыве белых на Москву. Общий кризис усугублялся в Художественном театре тем, что значительная часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехавшая в 1919 в гастрольную поездку, оказалась отрезанной военными событиями от Москвы. Безусловной победой стала постановка «Ревизора» в 1921 году. На роль Хлестакова Станиславский назначил Михаила Чехова, недавно перешедшего из МХАТа (театр уже был объявлен академическим) в его Первую студию. В 1922 году МХАТ под руководством Станиславского отправляется в длительные зарубежные гастроли по Европе и Америке, которым предшествует возвращение (не в полном составе) качаловской труппы.
 

В 20-х годах остро встал вопрос смены театральных поколений; Первая и Третья студии МХАТа превратились в самостоятельные театры. В 1924 году в труппу Художественного театра влилась большая группа студийцев, в основном воспитанников Второй студии.
 

Деятельность Станиславского в 20—30-е годы определялась, прежде всего, его желанием отстоять традиционные художественные ценности русского искусства сцены. Постановка «Горячего сердца» в 1926 году стала ответом тем критикам, которые уверяли, что «Художественный театр — мёртв». Стремительная легкость темпа, живописная праздничность отличала «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше 1927 года.
 

После тяжелого сердечного приступа, случившегося в юбилейный вечер в МХАТ в 1928 году, врачи навсегда запретили Станиславскому выходить на подмостки. Станиславский вернулся к работе только в 1929, сосредоточившись на теоретических изысканиях, педагогических пробах «системы» и на занятиях в своей Оперной студии Большого театра, существовавшей с 1918 года (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
 

В начале 30-х годов Станиславский, используя свой авторитет и поддержку вернувшегося в СССР Горького, обратился в правительство, чтобы добиться особого положения для Художественного театра. Ему пошли навстречу. В январе 1932 года к названию театра была добавлена аббревиатура «СССР», уравнявшая его с Большим и Малым театрами, в сентябре 1932 года ему было присвоено имя Горького, — театр стал именоваться МХАТ СССР им. Горького. В 1937 году он был награждён орденом Ленина, в 1938 году — орденом Трудового Красного Знамени. В 1933 году МХАТу было передано здание бывшего Театра Корша — для создания филиала театра.
 

В 1935 году открылась последняя — Оперно-драматическая студия К. С. Станиславского (ныне Московский драматический театр им. К. С. Станиславского). Практически не покидая своей квартиры, Станиславский встречался с актёрами у себя дома, превратив репетиции в актёрскую школу по разрабатываемому им методу психо-физических действий. Продолжая разработку «системы», вслед за книгой «Моя жизнь в искусстве» (американское издание — 1924, русское — 1926) Станиславский успел отправить в печать первый том «Работы актёра над собой» (издана в 1938, посмертно).
 

Станиславский умер 7 августа 1938 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Константин Сергеевич был награждён Орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, являлся почётным академиком Петербургской академии наук (позже РАН) и Академии Наук СССР.

17.01.2015