Гастроли Иркутского драмтеатра в Чехов-центре. Послесловие
Разработка сайта:ALS-studio
В начале сентября наш театр и Иркутский академический обменялись спектаклями. Таким образом, шесть постановок труппы Чехов-центра увидели иркутяне, шесть — сахалинцы. По словам Ирины Змеенковой, зам директора по маркетингу иркутского театра: «Мы привезли лучшие спектакли репертуара и самый цвет нашей труппы».
Мне довелось посмотреть только два из них: «Очень простую историю» и «Женитьбу» Н. В. Гоголя. О них и поговорим.
«Очень простая история» — притча Марии Ладо об обычной житейской ситуации. В деревне Н. дочка зажиточного фермера «залетает» от соседского парня. Событие предается огласке, и рассерженный глава семейства готовится везти свое чадо в город делать аборт. Необычность спектакля в манере подачи материала. За действием наблюдают домашние животные, которые пытаются разгадать человеческую логику и никак не могут понять зачем людям лишать жизни ребенка (теленка, щенка, жеребенка). Условия жизни и ценности современного общества конфликтуют с законами природы. В конце — добро побеждает зло.
Отдельно стоит поговорить об актерах. Большинство из них выпускники театрального института этого года. То есть, совсем молодые актеры играют в очень не детской пьесе. И это сразу бросается в глаза. Как мне показалось, многие моменты показаны недостаточно остро. Не веришь, что хозяин способен на хладнокровное убийство поросенка, а хозяйка до ужаса боится гнева разъяренного мужа. Умудренная опытом старая кляча Сестричка слишком переигрывает «умудренность». А вот более «легкие» роли удались ребятам на славу. Модный петух с крашеным хохолком выдает потрясающие сольные партии, щенок Крепыш озорно бьет «лапой» по козырьку кепки, что отлично имитирует почесывание уха.
В целом, довольно странно, что этот откровенно сырой спектакль привезли на Сахалин. Более уместным он был бы на студенческом капустнике, нежели показательным выступлением «цвета иркутской труппы». В дополнение хочу отметить, что четыре года назад Чехов-центр уже ставил эту пьесу на нашей сцене. И впечатления от нее у меня остались куда более положительные.
Возможно, такого критичного мнения не было бы, не посмотри я другой спектакль иркутских гастролеров. Итак, «Женитьба». По Николаю, нашему, Гоголю.
Первое что хочется отметить — отменный актерский состав. Вот как пишут на сайте театра об Игоре Чирве, актере, сыгравшем главную роль в Женитьбе:
«Богатая комедийная природа актера проявилась в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе». Крупный, рыхлый, чуть заторможенный, нерешительный, элегичный, весь в какой-то своей внутренней жизни, как в скорлупе, с грустными огромными глазами, запорошенными черными ресницами. Его Подколесин, по сути, вечное дитя, не способное повзрослеть, хотя мы знаем о нём, что он и титулярный советник, и такой, и сякой. Но перед нами слабый, несчастный, вялый, но всё же чем-то удивительно привлекательный человек, живущий в плену своих идеалов. И когда он в финале, боясь сделать шаг к новой жизни, изменить её, трусливо выпрыгивает в окно, мы, зрители, воспринимаем это как закономерность, но и как острую боль за человека, не способного к серьёзному решению, к перемене своей жизни…»
Умиление и восторг вызывает актерский дуэт Феклы Ивановны (Милена Антипина) и Кочкарева (Степан Догадин). Чувствуется, что артисты давно сыграны и отлично взаимодействуют друг с другом на сцене.
Хороший спектакль — это когда после него хочется взять и прочитать пьесу в оригинале. Так у меня и случилось после «Женитьбы». Над человеческими эмоциями не властвует время. Меняются лишь декорации. Поэтому настоящая классика продолжает оставаться актуальной и в наши дни. А в лице опытных актеров зрелого актерского состава спектакль приобретает свою уникальность.
Фото: Анна Скуднова