Будь в курсе
событий театра

Его честь и достоинство

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Москва. Большой театр. Торжественная церемония вручения национальной премии «Золотая маска». На сцене — звёзды российского театрального искусства. Волнующая атмосфера царит в зрительном зале, в котором собрались номинанты на звание лауреата, их друзья и просто актёры - зрители.
 
Народный артист, лауреат Государственной премии Виталий Константинович Венгер задолго был предупреждён; о том, что ему присуждена премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
 
Он знал, какого числа поедет в Москву, спокойно репетировал, играл спектакли. В дорогу тоже собирался с лёгкой душой. Но когда на церемонии было названо его имя, он начал волноваться точно так же, как номинанты, одержавшие свою победу на конкурсной основе.
 
«Это самый важный день в моей жизни. «Золотая маска» — высшая награда для актёра», - говорил Виталий Константинович на сцене Большого театра. Он благодарил своих педагогов из Щукинского театрального училища, родной театр, высокое жюри фестиваля. Премию Венгер получил вместе с выдающимся режиссёром Борисом Покровским. Зал аплодировал им стоя.
 
- «Золотая маска» для Приангарья по счёту вторая. Первым её обладателем был губернатор Борис Александрович Говорин, удостоенный премии за реконструкцию в нашем городе здания академического театра. Виталий Константинович Венгер стал первым актёром из провинции, которому была вручена самая почётная премия в области театрального искусства.
 
Впрочем, в театральном искусстве провинции не бывает, бывают хорошие или плохие театры, талантливые или заурядные артисты. Венгера хорошо знают по всей России благодаря гастролям академического драматического театра имени Охлопкова и доброй молве о таланте артиста.
 
Коренной москвич, выпускник Щукинского театрального училиша, Венгер приехал по распределению в Иркутск и остался верен городу на протяжении полувека. Верен он и своему театру, где сыграно более трёхсот ролей. Если попробовать собрать их вместе, получится городище, состоящее из отдельных личностей, характеров, манер поведения, повадок, но с той неизменной статью, которой славился Венгер в молодости, которой славится по сей день.
 
Несмотря на весьма солидный возраст, каждый год он репетирует новую главную или заглавную роль, не отказываясь от эпизодов, которые любит играть, создавая маленькие шедевры исполнительского мастерства. Сегодня на сцену он выходит в образе короля Лира, Тевье-молочника, последняя роль - тётушки в спектакле «Я тебя не знаю больше, милый». Не устаёшь удивляться амплитуде характеров его героев — от трагического до комического. Но ему всё мало.
 
Года три назад Виталий Константинович нашёл одноактную пьесу Николая Коляды, будто специально написанную на него. Несмотря на занятость, Венгер поставил антрепризный спектакль «Новые русские старики», оформил сценографически и сыграл одну из двух ролей. В простенькой, на первый взгляд, пьесе кроются непростые размышления о жизни и смерти. О состоянии человека, вставшего на пороге пути в вечность, В спектакле много юмора, но он принципиально отличается от того, над чем мы смеёмся в народных комедиях. «Чёрным» его тоже не назовёшь, скорее это смех сквозь слёзы, жажда жизни и её закат. Если учесть, что в качестве режиссёра Венгер выступает впервые, эта работа более чем незаурядна. Виталий Константинович слывёт неплохим художником. Почти со студенческих времён он рисует шаржи на друзей, знакомых, коллег по работе. В канун его 75-летнего юбилея была издана на хорошем полиграфическом уровне книга «Венгершарж».
 
Надо заметить, что работал над ней он очень быстро. За лето перевёл свои чёрно-белые рисунки в цвет, для каждого героя придумал остроумный текст.
 
Небольшим литературным миниатюрам предшествовали две книги, написанные в разные годы. Это воспоминания о своей работе в театре, товарищах по сцене, незабываемых встречах, которых за долгую жизнь было немало. Среди незабываемых - однокурсники Юлия Борисова и Михаил Ульянов, актёры Николай Черкасов, Михаил Астангов, Олег Табаков. Впрочем, если перечислять имена и регалии всех знакомцев Венгера, это будет такой же длинный список, как перечисление его ролей.
 
Осенью прошлого года на репетиции спектакля «Я тебя не знаю больше, милый» он сломал ногу. Пришлось около трёх месяцев сидеть дома. Когда вернулся в театр и в спектакль, премьера которого состоялась без него, начал играть свою тётушку так, будто не было перерыва в репетициях. Передать словами манеру его игры невозможно, один внешний облик чего стоит: ярко-красные губы, приклеенные длиннющие ногти, на спине — огромное декольте. В спектакле он играет «аристократку духа», писательницу, приехавшую из Англии, дабы найти жениха своей дочери. В этой роли Венгер не просто характерный актёр, он актёр синтеза всех оттенков комической игры.
 
Не случайно он любит сочинять и играть капустники. Трудно представить актёра его возраста, который захотел бы обрядиться Кощеем бессмертным, бичом, балериной и так далее. Он не боится быть смешным и, когда смеются над его персонажем, остаётся доволен. Кажется, он шутит всегда и всегда бывает остроумен. О Венгере рассказывать можно много, он переливчат, как цвета красок на палитре. В эти дни его друзья разделяют радость национального признания его таланта и желают ему новых ролей и новых встреч со зрителем.
 
Долгие лета Вам, Виталий Константинович!
Автор: 
Светлана Жартун
20.04.2004