«Дьякон, браво!»
Разработка сайта:ALS-studio
Гастроли МХТ им. Чехова в Иркутске.
ГАСТРОЛИ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА, КОТОРЫЕ ПРОШЛИ С 28 АВГУСТА ПО 5 СЕНТЯБРЯ В ЗДАНИИ ТЕАТРА ИМ. ОХЛОПКОВА, МОЖНО НАЗВАТЬ САМЫМ БОЛЬШИМ КУЛЬТУРНЫМ СОБЫТИЕМ ИРКУТСКА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ. МХТ ИМ. ЧЕХОВА — ПЕРВЫЙ ИЗ СТОЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ПРИЗВАННЫЙ АКТИВИЗИРОВАТЬ ГАСТРОЛЬНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩИХ ТЕАТРОВ И МУЗЕЕВ СТРАНЫ В РЕГИОНЫ РОССИИ.
По мнению замдиректора МХТ Игоря Попова, эти гастроли дадут большой толчок в культурном обмене: «Мы решили к гастрольной деятельности присоединить практику творческих встреч и мастер-классов с коллегами по театральной деятельности и, прежде всего, со студентами театрального училища. Она носит пробный характер. Думаю, эти встречи пойдут на пользу обеим участвующим сторонам».
Мастер-классы и творческие встречи провели наши бывшие земляки, а ныне заслуженные артисты Эдуард Чекмазов, Кристина Бабушкина, Наталья Егорова, а также Валерий Трошин, Юлия Чебакова, Павел Ващилин, Станислав Дужников и режиссер Марина Брусникина. «Видеоканалу» удалось побеседовать с актером театра и кино Валерием Трошиным, известным нам по фильмам «Бригада», «Белая гвардия», «Папаши», «Сто дней до приказа» и сериалам «Закон и порядок» (следователь Петр Евдокимов), «Ликвидация» и др.
—Ваши впечатления о первых днях иркутских гастролей?
Я с таким удовольствием хожу по городу. И без лести и комплиментов говорю: мне действительно очень нравится ваш город. Мы вчера ездили на Байкал... Хотелось бы еще съездить на Ольхон. Впечатления у меня радостные, позитивные и даже гиперпозитивные. В театре, где мы вчера играли, тепло и хорошо. Некий дух любви там присутствует, от сотрудников, которые сидят на вахте, до публики. Правда, мы озадачились, когда после спектакля из зала услышали: «Дьякон, вправо!»
(Выяснилось, что зрители кричали: «Дьякон, браво!» А первый спектакль, который сыграли мха-товцы на иркутской сцене, назывался «Дуэль», и роль дьякона в нем исполнил Валерий Трошин. — Прим. ред.)
—Что вы считаете основой актерской профессии?
—Как бы ни хотелось уйти от мысли, что мы являемся неким голосом (театр, артисты — это голос), выбор встанет все равно: чем мы кормим зрителя? Фастфудами или нормальной едой, от которой не жиреют и не болеют. Театр — это некая духовная пища. Иногда бывает сложный выбор: тебе предлагают деньги за съемку в полной ерунде. Бывает не просто ерунда, а просто отвратительная вещь... Но есть возможность выбора. Я верю — есть Бог, есть твой ангел-хранитель. Если с ними стараться быть рядом, не уходить от них далеко, то они тебя будут вести и уводить от всех нехороших вещей.
(Валерий — верующий человек. В восемнадцать лет он пережил смерть брата, который был убит в армии. С этого момента начались его размышления о вере, смерти и жизни. – Прим.ред.)
– На встрече со студентами вы много говорили о важности семьи и ценности семейных отношений. Однако известно много примеров из жизни великих актеров, отказавшихся от семейного счастья и полностью посвятивших себя служению профессии.
— Любимая семья силы дает. Я недавно узнал интересную вещь. Сын отцу или дочь матери — это какое колено родства? Первое. А муж жене? Нулевое. Оказывается, никого роднее жены нет. Роднее мужа никого нет. Женщина создана мужчине помощницей, вспомните Адама. Он обязан нести, а она обязана помогать.
К театру это имеет прямое отношение, как, собственно, и к любой работе. Будь ты принцем Уэльским или сторожем, но если дома тебя никто не ждет, тебе радостно жить? Да никак. Если тебя дома ждут, жизнь по-другому красками играет, она наполняется. Это устроение. Семья — основа, на чем вообще все должно строиться, и профессия, и жизнь.
Недавно прочитал, что семья, как таковая, есть одно из воплощений троицы Отец, Сын и Дух Святой. Человек: чело — это личность, век вечность. Мужчина и женщина это две разные ипостаси человека. И ребенок, который еще не женщина и не мужчина. И вот эта начатроичность в разности есть единство троицы в нашем человеческом выражении. Это и есть основа, к которой нам надо стремиться. Семья очень важна. Как любовь на сцене играть? Как одиночество играть, если не узнаешь, что тебе терять? Я про семью недаром начал говорить — это основа основ. А с Богом в душе легче вставать.
— Мысль о том, что с Богом легче вставать, прослеживается и у Астафьева. В одном из своих интервью вы сравнили прозу Виктора Астафьева с прозой Владимира Маканина. О первом вы сказали: «Человек наполнен, и его вселенная полна», о Маканине: «... молодец, хотя у него пустота в космосе...». Это многозначные сравнения, что вы под этими категориями подразумевали?
— У каждого человека есть своя вселенная. Чем она наполняется? Собой. У Маканина некое эгоистическое одиночество. Это надо прочитать и сравнить. На мои ощущения это так. Полнота, я не знаю, чем она обуславливается. У отца моего она обуславливается тем, может быть, что он войну прошел. Он с 41-го по 45-й был подростком в плену в Австрии. Это другое совершенно поколение, мы не такие. Мы не спопал, мне так цвет стен понравился, сочетание цвета. Архитектор Ф. Шехтель при реставрации театра в 1985-м цвета подобрал правильно. Для меня это важно, я же художник по образованию. Первое ощущение было от цвета, потом уже все остальное. Потом у меня была возможность сравнивать, как учатся ребята в ГИТИСе, и я подумал, что хорошо, что там не учусь. «Щепкинская», «щукинская» школы замечательны, но не мое. Что мое? Художественность. Московский художественный театр.
— Постановку Марины Брусникиной «Пролетный гусь» по рассказам В. Астафьева критики называют по стилю самым мхатовским спектаклем. Вы в нем не только играете, но и участвуете в музыкальном оформлении. Все актеры и создатели этого спектакля в 2004 году получили государственную премию. Как он создавался?
— Марина Станиславовна Брусникина одна из первых возродила направление, когда проза переносится на сцену. Спектакль «Пролетный гусь» лучший в этом жанре. Есть такое понятие — синергия. В переводе с греческого это сотворчество с высшими силами, стремление содействовать им. Есть Творец, а мы ему сотворцы. Брусникина в данном случае творец, а мы ей сотворцы. Это замечательный режиссер, который не диктует, как делать, а как-то так подводит артиста, что человек начинает сам делать то, что ему надо. А это же хорошо. Актер свободен, его никто не жмет. Наполненность материалом этого спектакля тем хороша, что мы ключик нашли. Мы долго искали его к прозе Астафьева, и этим ключиком и было решение сделать рассказ о близком или знакомом тебе человеке — в первой части, и о родной бабушке — во второй. У каждого есть родственники, и мы играем о них.
В первую гастрольную поездку МХТ показал четыре спектакля русских авторов, которые поставлены в классическом стиле Художественного театра. Предпочтения публики разделились. Наиболее цельной на взгляд театралов была постановка А. Яковлева по произведению А. Чехова «Дуэль». Второй спектакль — «Дворянское гнездо» И. Тургенева режиссера М. Брусникиной театралы с профессиональной подготовкой сочли не совсем удачным за выбор жанра литературной постановки (не хватало классической драматургии). «Пролетный гусь» по рассказам В. Астафьева, наоборот, полностью вписался в жанр литературной постановки, и авторские ремарки из уст самих персонажей здесь воспринимались легко. Авторское прочтение А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» режиссером С. Пускепалисом, где часть сцены была залита водой, тоже нашло своего зрителя. Очень удивило и порадовало, что в спектаклях много музыки, которую актеры сами исполняют и очень хорошо поют без фонограммы. Литературная постановка много импровизации, хотя не все сцены в них были сыграны одинаково хорошо. Смотря работу артистов одного из лучших театров современности, невольно предъявляешь к ним самые высокие требования.
Репертуар МХТ насчитывает более сорока спектаклей. Зная, что театр является настоящей экспериментальной площадкой, уже сегодня возникает интерес к его новым гастролям.