Будь в курсе
событий театра

«Дьякон, браво!»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Гастроли МХТ им. Чехова в Иркутске.
 

ГАСТРОЛИ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА, КОТОРЫЕ ПРОШЛИ С 28 АВГУСТА ПО 5 СЕНТЯБРЯ В ЗДАНИИ ТЕАТРА ИМ. ОХЛОПКОВА, МОЖНО НАЗВАТЬ САМЫМ БОЛЬШИМ КУЛЬТУРНЫМ СОБЫТИЕМ ИРКУТСКА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ. МХТ ИМ. ЧЕХОВА — ПЕРВЫЙ ИЗ СТОЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ПРИЗВАННЫЙ АКТИВИЗИРОВАТЬ ГАСТРОЛЬНУЮ И ВЫСТАВОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩИХ ТЕАТРОВ И МУЗЕЕВ СТРАНЫ В РЕГИОНЫ РОССИИ.
 

По мнению замдиректора МХТ Игоря Попо­ва, эти гастроли дадут большой толчок в куль­турном обмене: «Мы решили к гастрольной деятельности присоединить практику творче­ских встреч и мастер-классов с коллегами по театральной деятельности и, прежде всего, со студентами театрального училища. Она носит пробный характер. Думаю, эти встречи пойдут на пользу обеим участвующим сторонам».
 

Мастер-классы и творческие встречи прове­ли наши бывшие земляки, а ныне заслуженные артисты Эдуард Чекмазов, Кристина Бабушки­на, Наталья Егорова, а также Валерий Трошин, Юлия Чебакова, Павел Ващилин, Станислав Дужников и режиссер Марина Брусникина. «Ви­деоканалу» удалось побеседовать с актером те­атра и кино Валерием Трошиным, известным нам по фильмам «Бригада», «Белая гвардия», «Па­паши», «Сто дней до приказа» и сериалам «Закон и порядок» (следователь Петр Евдокимов), «Лик­видация» и др.
 

—Ваши впечатления о первых днях ир­кутских гастролей?
 

Я с таким удовольствием хожу по городу. И без лести и комплиментов говорю: мне дей­ствительно очень нравится ваш город. Мы вчера ездили на Байкал... Хотелось бы еще съездить на Ольхон. Впечатления у меня радостные, по­зитивные и даже гиперпозитивные. В театре, где мы вчера играли, тепло и хорошо. Некий дух любви там присутствует, от сотрудников, которые сидят на вахте, до публи­ки. Правда, мы озадачились, когда после спектакля из зала услышали: «Дьякон, вправо!»

(Выяснилось, что зрители кри­чали: «Дьякон, браво!» А первый спектакль, который сыграли мха-товцы на иркутской сцене, на­зывался «Дуэль», и роль дьякона в нем исполнил Валерий Трошин. — Прим. ред.)
 

—Что вы считаете основой актерской профессии?
 

—Как бы ни хотелось уйти от мысли, что мы являемся неким го­лосом (театр, артисты — это голос), выбор встанет все равно: чем мы кормим зрителя? Фастфудами или нормальной едой, от которой не жиреют и не болеют. Театр — это некая духовная пища. Иногда бы­вает сложный выбор: тебе пред­лагают деньги за съемку в полной ерунде. Бывает не просто ерунда, а просто отвратительная вещь... Но есть возможность выбора. Я верю — есть Бог, есть твой ангел-храни­тель. Если с ними стараться быть рядом, не уходить от них далеко, то они тебя будут вести и уводить от всех нехороших вещей.
 

(Валерий — верующий человек. В восемнадцать лет он пережил смерть брата, который был убит в армии. С этого момента начались его размышления о вере, смерти и жизни. – Прим.ред.)

– На встрече со студентами вы много говорили о важности семьи и ценности семейных отношений. Однако известно много примеров из жизни великих актеров, отказавшихся от семейного счастья и полностью посвятивших себя служению профессии.

— Любимая семья силы дает. Я не­давно узнал интересную вещь. Сын отцу или дочь матери — это ка­кое колено родства? Первое. А муж жене? Нулевое. Оказывается, нико­го роднее жены нет. Роднее мужа никого нет. Женщина создана муж­чине помощницей, вспомните Ада­ма. Он обязан нести, а она обязана помогать.
 

К театру это имеет прямое отно­шение, как, собственно, и к любой работе. Будь ты принцем Уэльским или сторожем, но если дома тебя никто не ждет, тебе радостно жить? Да никак. Если тебя дома ждут, жизнь по-другому красками игра­ет, она наполняется. Это устроение. Семья — основа, на чем вообще все должно строиться, и профессия, и жизнь.
 

Недавно прочитал, что семья, как таковая, есть одно из воплощений троицы Отец, Сын и Дух Святой. Человек: чело — это личность, век вечность. Мужчина и женщина это две разные ипостаси чело­века. И ребенок, который еще не женщина и не мужчина. И вот эта нача­троичность в разности есть един­ство троицы в нашем человеческом выражении. Это и есть основа, к ко­торой нам надо стремиться. Семья очень важна. Как любовь на сцене играть? Как одиночество играть, если не узнаешь, что тебе терять? Я про семью недаром начал гово­рить — это основа основ. А с Богом в душе легче вставать.
 

— Мысль о том, что с Богом легче вставать, прослежива­ется и у Астафьева. В одном из своих интервью вы сравни­ли прозу Виктора Астафьева с прозой Владимира Маканина. О первом вы сказали: «Человек на­полнен, и его вселенная полна», о Маканине: «... молодец, хотя у него пустота в космосе...». Это многозначные сравнения, что вы под этими категориями подразумевали?
 

— У каждого человека есть своя вселенная. Чем она наполняется? Собой. У Маканина некое эгоисти­ческое одиночество. Это надо про­читать и сравнить. На мои ощуще­ния это так. Полнота, я не знаю, чем она обуславливается. У отца моего она обуславливается тем, может быть, что он войну прошел. Он с 41-го по 45-й был подростком в плену в Австрии. Это другое совершенно поколение, мы не такие. Мы не спо­пал, мне так цвет стен понравил­ся, сочетание цвета. Архитектор Ф. Шехтель при реставрации теа­тра в 1985-м цвета подобрал пра­вильно. Для меня это важно, я же художник по образованию. Первое ощущение было от цвета, потом уже все остальное. Потом у меня была возможность сравнивать, как учатся ребята в ГИТИСе, и я поду­мал, что хорошо, что там не учусь. «Щепкинская», «щукинская» школы замечательны, но не мое. Что мое? Художественность. Московский ху­дожественный театр.
 

— Постановку Марины Брусникиной «Пролетный гусь» по рассказам В. Астафьева кри­тики называют по стилю са­мым мхатовским спектаклем. Вы в нем не только играете, но и участвуете в музыкальном оформлении. Все актеры и соз­датели этого спектакля в 2004 году получили государствен­ную премию. Как он создавался?
 

— Марина Станиславовна Брусникина одна из первых возродила направление, когда проза перено­сится на сцену. Спектакль «Про­летный гусь» лучший в этом жанре. Есть такое понятие — синергия. В переводе с греческого это сотвор­чество с высшими силами, стремле­ние содействовать им. Есть Творец, а мы ему сотворцы. Брусникина в данном случае творец, а мы ей со­творцы. Это замечательный режис­сер, который не диктует, как делать, а как-то так подводит артиста, что человек начинает сам делать то, что ему надо. А это же хорошо. Ак­тер свободен, его никто не жмет. Наполненность материалом этого спектакля тем хороша, что мы клю­чик нашли. Мы долго искали его к прозе Астафьева, и этим ключиком и было решение сделать рассказ о близком или знакомом тебе челове­ке — в первой части, и о родной ба­бушке — во второй. У каждого есть родственники, и мы играем о них.
 

В первую гастрольную поезд­ку МХТ показал четыре спекта­кля русских авторов, которые по­ставлены в классическом стиле Художественного театра. Предпо­чтения публики разделились. Наи­более цельной на взгляд театралов была постановка А. Яковлева по произведению А. Чехова «Дуэль». Второй спектакль — «Дворянское гнездо» И. Тургенева режиссера М. Брусникиной театралы с профес­сиональной подготовкой сочли не совсем удачным за выбор жанра литературной постановки (не хва­тало классической драматургии). «Пролетный гусь» по рассказам В. Астафьева, наоборот, полностью вписался в жанр литературной по­становки, и авторские ремарки из уст самих персонажей здесь вос­принимались легко. Авторское прочтение А. Вампилова «Про­шлым летом в Чулимске» режиссе­ром С. Пускепалисом, где часть сце­ны была залита водой, тоже нашло своего зрителя. Очень удивило и порадовало, что в спектаклях мно­го музыки, которую актеры сами исполняют и очень хорошо поют без фонограммы. Литературная постановка  много импровизации, хотя не все сцены в них были сыграны одинаково хорошо. Смотря работу артистов одного из лучших театров совре­менности, невольно предъявляешь к ним самые высокие требования.
 

Репертуар МХТ насчитывает бо­лее сорока спектаклей. Зная, что театр является настоящей экспери­ментальной площадкой, уже сегод­ня возникает интерес к его новым гастролям.

Автор: 
Светлана Чайко
10.09.2013