Будь в курсе
событий театра

Другая жизнь. Очень простой сказ

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

(краткий очерк о передаче спектакля «Очень простая история» от одного актёрского состава другому. Передача имела место 03.10.2013)


- Мой! Мой! Вот он, мой!


Отыскав, наконец, своего чуть более молодого двойника, исполнитель роли Петуха Василий Конев довольно выдыхает.


Стоит отметить, что в происходящем сейчас на сцене действительно трудно разобраться: вперемешку стоят молодые люди в пиджаках и галстуках, девушки в платьях и странные субъекты, половина лица у которых раскрашена гримом, донельзя уставшие, но довольные. В зрительном зале тоже любопытное соотношение: рядом со школьниками и студентами всхлипывают и улыбаются женщины в возрасте. Капельдинеры и охранники, свето- и звукооператоры – все-все собрались здесь, чтобы оказаться свидетелями редкого – да что там редкого? Невероятного, по театральным меркам, явления: спектакль «Очень простая история» практически целиком, со всеми мыслями, декорациями, персонажами и ответственностью переходит от одного курса другому.


Несколько недель по Камерной сцене разносился мудрый, успокаивающий голос Ахмата Байрамкулова, режиссёра «Очень простой истории». Это не метафора – голос этого человека действительно обладает какими-то загадочными свойствами, равно как и материал, с которым  режиссёр вновь работает.


Ахмат Байрамкулов приехал специально для того, чтобы возвести на заготовленной площадке новый спектакль со старым фундаментом в виде нечеловечески человечной притчи Марии Ладо. Всю подготовительную работу, как рассказал режиссёр в интервью, сделали народная артистка России Наталия Королёва и Геннадий Шапошников.


В чём секрет этой постановки, неизвестно. Сам Ахмат Байрамкулов называет материал не иначе как божественным, волшебным, а работу с ним – и в предыдущий свой приезд, и в этот – сказкой, волшебством. За простыми словами скрыто так много всего, что порой не хватает одного просмотра, хочется проникнуть в самоё сердце того же Соседа. Или Павла Петровича. То ли радоваться, то ли ужасаться деяниям человеческим, восхищаться мудростью братьев наших меньших, смеяться вместе с героями и переживать, любить и поддерживать их.


Странно это и удивительно: рождение нового спектакля. Ведь по сути своей он совсем не нов, давно уже стоит в репертуаре, на него уже много лет очень сложно попасть, а зритель идёт с постановки не только с мыслями «зачётный Петух» (ей-же-ей, сама слышала!). Кто-то начинает мурлыкать под нос «в лунном сиянии» - лейтмотив спектакля, кто-то – подвергать всех персонажей психоанализу.
И вроде бы персонажи остались прежние (некоторые даже внешне похожи на своих предшественников), и история та же самая, и содержание не изменилось.


А всё-таки спектакль другой. И жизнь у него теперь другая. Вот и весь сказ.


От первого лица:


- Это только первые шаги. Когда одёжку новую купили, ты в неё влезла, а она ещё непривычная, непонятная, ты себя в ней осознаёшь, привыкаешь. Вот также и ребята. Но какие же они молодцы! Всё по-другому! И многое стало понятно! (Надежда Славная, куратор курса)



-  У меня слёзы, потому что это слёзы... родителей, которые радуются, что их дети идут, продвигаются, растут... слёзы умиления, сентимента, что сейчас не модно. И потом, такие признания, чувствования... они меня просто по-человечески растрогали. Я им очень благодарен.


Я консерватор. Консерватор по природе своей, не люблю всех этих революций, изменений. Не люблю. Но обновление – это течение жизни, не более чем. Как можно говорить про обновление Ангары? Она не может обновляться, она течёт и течёт, просто сегодня  - уже другая вода. Я за обновление, но только чтобы душа человеческая не рушилась, а оставалась такой же связанной с божественным мирозданием. И надеюсь потом ещё приехать сюда, чтобы ещё раз поставить «Очень простую историю». (Ахмат Байрамкулов, режиссёр спектакля)



- Что я чувствую? Глубокое удовлетворение! (смеётся) Нет, действительно, это очень редкая история, я практически не встречал её в других театрах, когда сам театр себе, в недрах своих, воспитывает смену. А потом случилась такая передача: спектакль, который существовал и сделан был как студенческий дипломный спектакль в 2006 году, когда выпускался прошлый курс, сегодня становится дипломным спектаклем следующего поколения, и тот же педагог приезжает его делать. <…> Сегодня, по-моему, какой-то редкий праздничный день в этом смысле, такого обычно никогда не бывает. Обычно роли вводятся, и спектакль ветшает от этого. А сейчас это не просто новая кровь, это новая версия истории. Какая она будет, будет ли она лучше или хуже – неважно, она будет другая.


- Вы «отец» предыдущего курса...


- И этого тоже! И, как отец, говорю: каждый ребёнок любимый, каждый последующий любимый. И тех не забываем, и этих. Мне радостно, что они растут здесь, и... растёт достойная смена.


На полях: нас часто упрекают в том, что мы редко занимаемся современной драматургией. Это как раз тот случай: если современная драматургия выдерживает нашу планку, то она, пожалуйста, шесть лет шла в этом составе, сколько ещё лет будет идти в новом составе, неизвестно. Значит, это настоящая драматургия. А вопросы современности или несовременности – это вопросы настоящего или ненастоящего. (Геннадий Шапошников, мастер курса, художественный руководитель театра)
 

Фото Анатолия Бызова
 

Автор: 
Дарья Мартьянова
08.10.2013