Будь в курсе
событий театра

«Чистый источник» русского правителя

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
«Царь Федор Иоаннович». Одно из самых известных творений классика литературы Алексея Толстого, которое по сей день вызывает споры о том, насколько правдиво была представлена жизнь последнего царя из рода Рюриковичей, насколько точно Алексей Константинович смог донести до читателей то, что собой представляет смута, насколько верно он понял и передал нам те уроки, которые преподает людям история.
 
В центре пьесы, как и в центре спектакля Иркутского академического театра, – царь Федор, один из сыновей Ивана Грозного, оказавшийся на «чуждом» ему месте, царском троне. Он – душевно чистый, добрый человек и, как многие утверждают, слабый и беспомощный правитель. Но был ли царь Федор действительно так слаб и немощен, как принято считать? Быть может на фоне своего отца, который держал в страхе все свое окружение и государство в целом, доброту Федора Иоанновича принимали за слабость? Ответы на эти вопросы охлопковцы и режиссер Станислав Мальцев пытаются найти. От репетиции к репетиции, от прочтения к прочтению трагедии Алексей Толстого истина, заложенная автором в тексте, приоткрывается артистам. Но разгадать загадочную русскую душу, жаждущую все чаще именно правителя-тирана и недовольную добрым, либеральным самодержцем, не так-то просто. Но не только эту тему затрагивает Алексей Константинович в своей трагедии. Он говорит еще и о том, какими путями люди способны пойти ради того, чтобы оказаться на царском троне – «прямым» или «окольным», и к чему эти два непримиримых пути могут привести.
 
Алексей Толстой писал: «Две партии в государстве борются за власть: представитель старины, князь Шуйский, и представитель реформы, Борис Годунов. Обе партии стараются завладеть слабонравным царём Фёдором как орудием для своих целей. Фёдор, вместо того чтобы дать перевес той или другой стороне или же подчинить себе ту и другую, колеблется между обеими и чрез свою нерешительность делается причиной: 1) восстания Шуйского и его насильственной смерти, 2) убиения своего наследника, царевича Димитрия, и пресечения своего рода. Из такого чистого источника, какова любящая душа Фёдора, истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол. Трагическая вина Иоанна было попрание им всех человеческих прав в пользу государственной власти; трагическая вина Фёдора — это исполнение власти при совершенном нравственном бессилии».
Фото: 
Анатолий Бызов
02.02.2018