Будь в курсе
событий театра

Бессмертная Любовь в Тихом шорохе уходящих шагов (Хэппидэй38)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

На второй день Вампилов.Fest 2023 Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова на камерной сцене был показан не просто спектакль, а без преувеличения Кома в одном действии «Тихий шорох уходящих шагов» в пронзительном исполнении актеров Ачинского драматического театра.

Начало спектакля на столько прозаично, что навевает унынье. Зима, дворник с метлой и его старинный приятель, оба не первой молодости, общаются, каждый слыша что-то свое. Но тут седобородый друг дворника вдруг «просачивается» за стену, и всем ясно, что он уже мертв и дух его бесплотен. На сцене, наконец, появляется главный герой, точнее, он был тут все время, и вылезает из импровизированного сугроба, сделанного из мятой, белой бумаги. Это событие и так слегка ошарашивает, но тут за сценой, на добрую треть стены возникает трансляция гипнотических глаз самого загадочного персонажа – Альберта. Который, то ли врач, то ли маг или экстрасенс, то ли дух смерти, но точно не психолог, как и сам признается. Хотя, сначала он выслушивает убитого смертью отца отставного старшего лейтенанта, невидимого свидетеля предыдущей сцены. Из диалога ясно, что он делает это мистическим образом, в поисках главного вопроса - а любил ли покойный своего, воспитанного в строгости, младшего сына? Вся эта история уже потихоньку выбивает зрителей из колеи. И чем-то навевает потусторонние мытарства беспокойного духа и попытки обрести вечный покой. Затем уже и сам Альберт вываливает на нашего героя, свою личную драму, как будто для того, чтобы вернуть всех в неуютную реальность. Его 27 летнюю дочь сбил на мотоцикле сынок богатого папочки, и она находится в коме. В итоге, герой и говорящие глаза, вполне по-простому обмениваются сокровенными переживаниями. Вообще, ощущение, что автор произведения манипулирует зрителем все время. А Альберт – самая иррациональная фигура, смысл которой так и не раскрывается. Видимо, это лишь воображаемый друг, порожденный горячкой центрального персонажа. Хотя, сама его, материальная фигура позже тоже возникает на сцене, после смерти дочери, да ещё с фальшивой пачкой денег. В общем, личность это неоднозначная.
 

А в деньгах безутешный сын отчаянно нуждается. Ему нужно спасти родительский дом, где он рос с четырьмя сестрами, которым как раз и понадобилось продать родовое гнездо, ведь все понимают, что всегда нужнее деньги, а не глупые сантименты...
 

По ходу всего действа на стене за сценой возникает целый мир теней, грандиозный по своему масштабу. Его центром становится впечатляющая проекция деревенского домишки, изображение которого совершенно буквально дорисовывается в реальном времени. Каждый раз, именно из этого мира теней появляются действующие лица. Но перед этим, они в нем ведут свою нереальную жизнь, материализуясь лишь в свете безжалостных ламп на сцене.
 

Психологических приемов, которые буквально вышибают слезу из каждого, в постановке немало. Напряжённый диалог отца и сына повторяясь с разным настроением, и кочуя по разным героям: от сына к отцу и от брата к сестре, в самом финале становится таким безмятежным, что дарит ощущение нереальности. И действительно, выясняется, что он уже происходит после смерти молодого героя. Но акцента на этом событии нет. Как будто смерть вообще ничего не меняет. Герои ее не замечают, да и в самом деле, что в ней такого уж необычного. Мы все умираем, вечных нет.


Самые стойкие из зрителей вышли из задумчивости, когда безутешная, обезумевшая от горя сестра начала показывать публике фото пропавшего брата. Очень натурально, до мурашек передается ее эмоциональное состояние при госпитализации героя. К развязке в стороне от давящих, пограничных состояний запутавшегося между небом и землёй молодого человека не остался никто, тут были и молитвы, и бред, и безумные надежды. Но финал все же светлый: ТАМ нас встретит самый близкий человек, он найдет нас в нужный момент и выведет сквозь бездну забвения.

Фото: 
Людмила Козырева
Автор: 
Ирина Швед
21.09.2023