Будь в курсе
событий театра

Байки дядюшки Вилли – это «проделки» Венгера…

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Байки – может быть, это даже не совсем литературный жанр, но без них наша жизнь и наше представление о других людях стали бы намного беднее.
 

Такую мысль высказал редактор только что вышедшей в свет очередной книги ветерана охлопковского театра народного артиста России Виталия Венгера на её презентации в Культурном центре А.Вампилова.
 

Редактор книги, а это известный в Иркутске журналист и прозаик Арнольд Харитонов, развивая свою мысль, сказал, что в процессе подготовки рукописи многих хорошо известных ему людей он узнал как бы заново – они, с подачи Виталия Константиновича, стали живее, открылись с неожиданной стороны.
 

Виталий Венгер, кроме того, что он никогда не изменял театру, сыграв на сцене за свою артистическую карьеру более трёхсот (!) ролей, имеет уже не одну собственную книгу. Он – автор воспоминаний «Жизнь моя, театр», «Монолог актёра», «Птицы небесные», книги с говорящим названием «Венгер-шарж» - здесь он выступает как мастер весёлого портретного рисунка – шаржа; и вот теперь – книга баек. То есть фактически он предстаёт перед нами ещё в одной своей роли – роли писателя.
 

Новорождённая книга называется «Вот тебе и здрасьте!» и имеет подзаголовок «Байки дядюшки Вилли». Это собрание житейских, театральных, бытовых и прочих историй, весёлых и грустных, потешных и не очень. Но все они помогают увидеть новые грани той действительности, в которой жили и самовыражались герои баек, да и их автор тоже.
 

Несколько слов об оформлении. Каждую историю, какой бы крошечной по объему она ни была, сопровождает изящный, «говорящий» рисунок-символ, отчего страницы книги выглядят весело – так, что их просто хочется читать и разглядывать. Оформление принадлежит заслуженному художнику России Сергею Элояну – большому мастеру книжной графики, человеку с многолетним опытом такой работы.
 

На презентацию в Центр А.Вампилова (она проходила в рамках проекта «Свидания у Вампилова») пришли люди театра – артисты, музыканты, критики, зрители; писатели и художники, друзья и поклонники артиста-автора. Обстановка была лёгкой и непринужденной, а книга - подарена всем гостям.
 

Предлагаем читателю для знакомства несколько баек из новой книги Виталия Венгера.

 

Виталий ВЕНГЕР

«Где вы всё-таки работаете?»

Не могу припомнить, по какому поводу меня вызвали в горком партии на беседу с ветеранами. Я шёл, понимая, что разговор будет скорее напоминать допрос. И не ошибся. В кабинете сидели дряхлые старцы и смотрели на меня подозрительно. Я понял – большинство из них видят меня впервые.

Первый вопрос: Где вы работаете?
Ответ: В театре. Я актёр.
Второй вопрос: Ну, это понятно. А работаете-то где?
Я понял, что дальше будет ещё труднее…

Попросили рассказать биографию. Когда сообщил о том, что жил в фашистской Германии, куда родители были командированы Наркоматом внешней торговли СССР, я просто физически почувствовал, как они напряглись, - как собаки, почуявшие дичь.

-Родители – это понятно, - начал один из них, - но вы-то что там делали?
-Учился в первом классе советской школы при посольстве СССР, - ответил я уверенно.
-Почему не остались в Москве, с бабушкой? – язвительно осведомилась ветеранша. Я пожал плечами, решительно не зная, что отвечать.
-Наверное, можно было отказаться, не ездить, - резюмировал старик, все время чихавший.

Один Бог знает, с каким облегчением я покинул этот паноптикум.
 

Штаны-то тут причём?

В 60-е годы, в разгар охоты на стиляг, группа бригадмильцев-комсомольцев с нарукавными красными повязками остановила меня на улице Ленина возле театра музкомедии. Они схватили меня за руки и за ноги и разрезали чуть зауженные брюки. Кое-как добежав в таком виде до театра, я обратился в пошивочный цех, где мне восстановили мой столь важный предмет одежды.

Неужели это было? Да, к сожалению, было со мной и вовсе не в фашистской Германии, а в моей стране, в городе, который стал мне родным.
 

Пока Сержантов

Режиссёр Сержантов был приглашён в театр на одну постановку – «Накануне» по Тургеневу.

Идёт репетиция. На сцене Инсаров и Елена. Елену репетирует прекрасная актриса Людмила Макарьева.

Сержантов – из зрительного зала:

-Представьте, что вы голубки, сидите на проводах и объясняетесь в любви… Попробуйте поворковать… Ну, давайте… Совокупляйтесь, совокупляйтесь!

Макарьева взрывается:

-Причём здесь голубки? Что значит – совокупляйтесь?! Совокупляйтесь сами… С кем хотите!

На следующий день репетицию взял в свои руки Куликовский.

Обиженный Сержантов сел в последние ряды и постоянно бросал ехидные реплики. Куликовскому это надоело и он закричал:

-Сержантов! Я вам слова не давал!

Тот обиженно ответил:

-Это я сейчас Сержантов, а через год буду Генералов!

 

Гостинец поэту
 

Во время наших гастролей в Калуге мы встретились с Женей Евтушенко – он там снимался в роли Циолковского в фильме «Взлёт». Витя Егунов, тоже зиминский, земляк поэта, приготовил ему презент – солёного омуля, пролежавшего несколько дней в тузлуке. Запашок от него шёл приличный. Вот такой сувенир, называемый в Сибири «омулем с душком», Виктор вручил Евгению Александровичу. Тот не остался в долгу – купил в гостиничном киоске книгу и вручил её земляку с тут же сочинённым экспромтом:

В Калуге встретил я зиминца,
Он был сибирский старожил,
Подобьем божьего гостинца,
Какого я не заслужил.
Мой бог совсем не Иегова,
Бог меня выручил в тоске
В обличье Вити Егунова
С вонючим омулем в руке.
Столь короткое застолье

 

Я летел в Москву на совещание Союза театральных деятелей. В Омске – обязательная посадка, сорок минут. Дал телеграмму трём омским друзьям и коллегам – встречайте. Обошел весь вокзал, но ребят не нашел. Ну, думаю, телеграмму не получили или заняты… Вдруг слышу голос по радио: «Пассажир Венгер из Иркутска, пройдите на улицу, друзья ждут вас у контейнеров справа от здания вокзала».

Вышел. У мусорного контейнера стоит троица – Коля Чиндяйкин, Вадим Лобанов, Юра Ицков. Стоят и улыбаются. Коля, не теряя времени, открывает потрепанный портфель, достает литровую бутылку водки и треугольник плавленого сыра. Мы торопимся – уже объявили посадку. Выпили по одной, тут же по второй, закусь кончилась на первой… Вопросы – как блиц в шахматах: «Ну, как ты?» - они мне. «А вы как?» - я им… И вот я уже бегу к автобусу. От Омска до Москвы долетели незаметно – я всю дорогу спал.
 

За бугор. Будет ли продолжение банкета?
 

Отправившись на гастроли в Штаты, мы сначала ехали поездом до Хабаровска, оттуда – самолётом до Анкориджа, а там уж – прямо до места назначения. Везли мы спектакль «Из Америки – с любовью», ставил его Изяслав Борисов. Его присутствие очень скрашивало дорожные будни. Особенно когда он прибегал к своим фирменным прибабахам.

Увидел у нас на столе обычные солёные огурцы и в восхищении воскликнул: «Братцы! Где вы достали сей экзотический продукт?» - «Присядьте, Изяслав Борисович, составьте нам компанию!» - приглашали мы хором. – «Спасибо, я с удовольствием отведаю самый маленький кусочек», - жеманничал режиссёр. «Ах, отчего же кусочек – скушайте самый большой огурец и прямо из банки, - подыгрывали мы ему, - да и рюмашку, рюмашку!» - «Ну, братцы, это уже получается целый банкет! Чем же я с вами расплачусь в Америке?» И, смачно выпив рюмку водки, закусив хрустящим огурчиком, принялся рассказывать какую-то смешную историю.
 

Как Берман провалился
 

Я уже упоминал о том, что Берман провалился во время спектакля «Ромео и Джульетта». А было так. Художник спектакля Юрий Суракевич построил помост высотой метра полтора. Он был затянут брезентом, а ходить можно было только по деревянным дорожкам, которые были обозначены специальными метками. Но Александр Зиновьевич, войдя в образ, плюнул на эти метки и пошел кратчайшим путём с одного конца сцены на другой. Но кратчайший путь не всегда безопасный. Потому Берман, порвав брезент, провалился. При этом умудрился повиснуть головой вниз, а ноги торчали на поверхности покрытия. Пришлось давать занавес. Александр Зиновьевич, слава богу, не повредился, но своё излюбленное всё же изрёк: «Это занюханный брезент… пропади всё пропадом!»
 

Мясо лучше хлеба
 

На чеховский фестиваль в Улан-Батор мы привезли «Чайку». Принимали нас по первому классу. Разместили в многозвёздочной гостинице европейского стиля. Чего только не было – встречи с деятелями культуры, конференции и обсуждения спектаклей, экскурсии по городу, посещение памятных мест. И в завершение большой банкет – в роскошной белой юрте, вместе с нами – руководители культуры, видные деятели искусства.

Стол описывать не буду, места не хватит. Скажу только, что он ломился от разносолов. Но всё мясное – из баранины, с бараниной, везде и всюду – баранина. А вот хлеба нет. Я спросил – почему, мне ответили простодушно: зачем хлеб, когда есть мясо? И то правда…

В Иркутске я рассказал об этом корреспондентам. Один материал о чеховском фестивале был озаглавлен: «В Улан-Баторе Венгеру не давали хлеба». Видимо, это для них оказалось самым важным.

 

Фото: Анатолий Бызов

Автор: 
Любовь Сухаревская
11.07.2013