Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Артист и Педагог Александр Булдаков Успешно совмещает любовь к театру и преданность семье

Версия для печатиВерсия для печати

Заслуженный артист РФ, актер Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Александр Булдаков давно стал мэтром. В труппе он один из ведущих артистов, в Иркутском театральном училище – уважаемый педагог. От коллег его отличает спокойный характер, вдумчивость и умение эмоции подчинять логике. Сегодня Александр Булдаков играет роли, в которых требуется сдержанность и даже черствость натуры, как у Серебрякова в спектакле «Дядя Ваня» по пьесе Чехова. Совсем другим он был, когда начинал работать в Иркутском ТЮЗе.

Романтичный герой

Саша приехал в Иркутск из Свердловского театрального училища в самом начале 1970-х годов. Он идеально подходил на роли героев драматургии тех времен – мальчиков, которые ненавидели мещанство и в знак протеста дедовской шашкой рубили дорогую мебель. Они собирались на великие стройки социализма и отчаянно влюблялись в голубоглазых девушек. Внешность актера идеально подходила к образу такого героя – стройный, с умными глазами, правильными чертами лица и приятным, чуть бархатистым голосом.

Розов, Арбузов, Володин – репертуар тех времен требовал от исполнителей романтичности. Герои этой драматургии верили в добро, справедливость, верность дружбе. Конфликт, в который они вступали, был принципиальным, но не настолько серьезным, чтобы спектакль перешел в настоящую драму, не говоря о трагедии.

Был у юного Булдакова и другой герой, Марек из спектакля «Ночная повесть». Он был также романтичен и верен долгу, как и лучшие персонажи советских пьес, только попал в более жесткую ситуацию. Марек противостоял глумливому издевательству подонков, твердо зная, что жизнь, данная ценой бесчестия, будет соединена с вечным стыдом.

– Была очень бурная реакция зрителей и диспуты постоянно возникали после спектакля, – вспоминает Александр Булдаков. – Слезы взрослых женщин, протестующих против смерти: пусть бы лизал ботинки, только остался жив. Молодые люди не соглашались, на спектакле они начинали понимать, что у человека должно быть понятие чести и достоинства.

С верой в Веру

Вера Кирсанова училась в Свердловском театральном училище двумя курсами младше Александра Булдакова, что не помешало молодым людям пожениться. Он уехал в Иркутск и стал ждать жену. Она приехала, начала работать в одном театре с мужем. Вскоре родился первенец Артем – Тема, как ласково звали его родители. Детство Темы, как и многих актерских ребятишек, проходило за кулисами или в зрительном зале. Куда деть малыша, если родители утром репетируют, а вечером играют. Труппа в ТЮЗе небольшая, занятость актеров настолько плотная, что в режим детских садов почти не вписывается.

Молодая актриса и мама сразу была определена на роли принцесс и других сказочных героинь. Какой дивной она была Красной Шапочкой! Наивности героини Веры можно было только удивляться, на полном серьезе она принимала волка за бабушку и так дивно пела, беззаботно шагая по лесной тропинке с корзинкой в руках... Много небольших, но запоминающихся ролей она сыграла в спектаклях Вячеслава Кокорина, бывшего в 1980-е годы главным режиссером Иркутского ТЮЗа.

Вера поступила учиться на филологический факультет Иркутского педагогического института, понимая, что возрастной ценз актрис ТЮЗа ограничен: с ролей юных барышень они сразу переходят на образы старушек. Незаметно увлеклась литературой. Был на этой странице биографии Веры еще один нюанс, о котором нельзя не упомянуть – спустя 16 лет она второй раз стала мамой.

В одной руке она держала маленького Митю, в другой – учебник по литературоведению или томик очередного классика. Росли ее знания, рос и сын, не в театре, как старший брат, а в нормальной домашней обстановке. По окончании института Вера осталась работать на кафедре литературы. Позднее перешла преподавать на факультет сервиса и рекламы Иркутского госуниверситета и параллельно устроилась в театральное училище. Так «производственные» интересы супругов вновь сошлись.

Педагогический марафон

Звание заслуженного артиста РФ Александр Булдаков получил в ТЮЗе. Он был любим зрителями и уважаем коллегами, поэтому не удивительно, что к нему стал внимательно приглядываться художественный руководитель театрального училища Борис Райкин. После обстоятельной беседы он пригласил артиста стать вторым педагогом по актерскому мастерству на его курсе. С той поры и начался педагогический марафон Александра Булдакова. Он то набирал свой курс, то подхватывал начинание другого педагога. Более ста актеров, работающих сегодня во многих театрах России, с гордостью называют его своим учителем. В мае этого года он выпустил очередной курс, который получил высокую оценку членов экзаменационной комиссии.

Александр Булдаков – мастер. Он мог бы спокойно преподавать, опираясь на свой актерский опыт, но поступил в выс-шую школу деятелей сценического искусства Российской академии театральных искусств, что позволило ему не просто общаться с лучшими педагогами современности, но и присутствовать на обсуждениях дипломных спектаклей РАТИ и быть участником международного фестиваля театральных учебных заведений «Подиум». Сегодня Александр Булдаков – единственный в Иркутске режиссер-педагог, и это сказывается на качестве дипломных спектаклей его студентов.

Весенний выпуск был отмечен постановкой мюзикла «Ромео и Джульетта» и драмы «Три сестры». Это диаметрально противоположные спектакли. В одном острая форма, соединившая музыку французского композитора Пресгурвика с текстом Шекспира, во втором – тонкий психологизм. Понять всю глубину драматургии классических пьес помогает студентам педагог по литературе Вера Кирсанова.

Переходный возраст

В 1990-х годах актеру Булдакову работать в ТЮЗе стало скучновато. Романтических героев-мальчиков было уже как-то неловко играть, а серьезные роли возрастного плана в молодежном театре случаются редко. К этим проблемам прибавился и репертуарный слом. Современных пьес и сегодня немного, а тогда они вовсе пропали; темы, которые были актуальны только вчера, вдруг стали архаикой. К счастью, в 1993 году Александр получил приглашение в Иркутский академический драматический театр.

Здесь его сценическая судьба тоже сложилась удачно. Александр Булдаков был занят в инсценировках произведений Достоевского, Островского, Пушкина, сам поставил «Утиную охоту» Вампилова. В сегодняшнем репертуаре театра один из самых популярных спектаклей – «Сидеть, лежать, любить!» – создал в честь его юбилейного бенефиса режиссер Геннадий Гущин. Надо заметить, среди тех, кто поздравлял актера, были и его первые ученики – студенты математического факультета Иркутского госуниверситета.

Поэтический театр и драматическую студию Александр Булдаков организовал в университете почти сразу по приезде в Иркутск. Считает, что работал с очень талант-ливыми ребятами. В логике им было не отказать, поэтому самодеятельная труппа смело экспериментировала с драматургической притчей и экзистенциализмом. Именно в студенческом театре эти ребята подружились и общаются до сих пор. Поддерживают они теплые отношения и со своим педагогом, который был старше их всего на семь-восемь лет.

Секрет Наполеона

Как бы ни был занят работой Александр Булдаков, семья для него на первом месте. Если идет в театр в качестве зрителя, то обязательно с Верой. Все дипломные спектакли отца смотрели сыновья, не «заболевшие» театром. Старший, Артем, окончил Байкальский университет экономики и права, работает менеджером в одной из иркутских фирм. Он подарил родителям двух внуков. Младший, 17-летний Дмитрий, учится в Иркутском госуниверситете.

На вопрос, как он везде успевает, Александр Булдаков отвечает просто: мало сплю. Да, есть люди, которых природа одарила умением за три-четыре часа полностью восстанавливать свои силы, ярчайший тому пример – Наполеон. Булдаков не Бонапарт, завоевывать чужие страны ему не надо, но необходимо «жечь сердца людей». Не одно поколение зрителей выросло на его спектаклях, считая артиста своим «университетом».

27.08.2008