Будь в курсе
событий театра

Анатолий Бызов: Театральная съемка – это мое переживание спектакля

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Вот уже 20 лет историю Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова в фотографиях пишет один и тот же человек. Пришедший однажды на съемки спектакля фотокорреспондент «Восточки» Анатолий Бызов решил больше не оставлять сцену без внимания своего объектива и остался работать в театре, как оказалось, на долгие годы. Сегодня Анатолий Бызов не только театральный фотограф, но и один из лучших портретистов города, член Союза фотохудожников России и Иркутского фотографического общества. О том, когда у будущего театрального фотографа появилась любовь к искусству, как снять удачный кадр на спектакле и зачем откроется «фотоохота» на горожан, рассказал Анатолий Бызов корреспонденту «Байкал24.Культура».
 

– Анатолий Яковлевич, в театре Вы работаете 20 лет, как Вы здесь оказались и почему решили остаться?
 

Я был фотокорреспондентом в газете «Восточно-Сибирская правда». Однажды мой приятель, который работал по договору в театре, решил оставить это место и предложил мне его заменить. Я подумал: почему бы и нет, ведь съемки проходят вечерами. Пришел, попробовал. Сначала по договору работал, потом перешел на «свободный полет», пристроился к театру. Несколько лет назад стал штатным фотографом. Вообще, в театре атмосфера интересная, творческая. Когда привожу сюда знакомых, они говорят: «Какая у вас тут необычная атмосфера!». Театр – это особая среда, поэтому здесь и приживаются особые люди, которые именно здесь чувствуют себя более комфортно. По этой же причине и мне нравится БЫТЬ в театре.
 

– В чем ваш секрет удачной театральной съемки?
 

Можно прийти на съемку и сделать все вполне грамотно - с технической точки зрения, то есть, попасть в экспозицию, сделать хорошо проработанную картинку, без пересветов и провалов.
 

Но если нет внутреннего проникновения в спектакль, снимки получатся неживыми, они не будут цеплять, трогать зрителя, потому что не передадут суть, дух спектакля. Не все понимают, что это большая работа и что кадр должен быть выстрадан. Это мое переживание спектакля, мое видение, мое ощущение, мой нерв. В жанровом отношении театральная съемка – это, скорее всего, репортаж плюс портрет: увидеть, почувствовать сюжет, мизансцену или отдельного актера и успеть среагировать в нужное мгновение. Само собой разумеется, что все спектакли снимаются «вживую», никакой простановки - должен быть накал, работа на зрителя.
 

– Театр – это игра, разве фотография ее не выдает?
 

Выдает. Фотография – вещь достаточно объективная. Поэтому если кто-то не «дотягивает» в своей роли, то это обязательно проявится в съемке.
 

– Как Вы оказались в профессии и откуда вообще появилась любовь к фотоискусству?
 

Где-то классе в седьмом. Отец был военным, жили мы в Тбилиси. Тогда он получил перевод на границу, где не было школы, и я на полтора года перешел в интернат для детей военнослужащих, который находился радом с домом. Мальчишки в интернате увлеклись фотографией, и я вместе с ними. Там был фотокружок и фотолаборатория. Мы сами снимали, печатали, вот с тех пор и заболел этим делом. Потом мы переехали в Читу, где я уже закончил школу, а затем поступил в Иркутский госуниверситет, на исторический факультет. Специализировался по социологии, но большого интереса к ней не испытывал, мне так и хотелось все социальные процессы рассматривать через объектив фотокамеры. Через несколько лет после окончания вуза фотография все же «перетянула» меня, о чем я и сейчас ничуть не жалею.
 

– Есть ли среди молодежи желающие заниматься театральной фотографией?
 

Очень много, и не только среди молодежи, многие хотели бы поснимать спектакли. Вся трудность в том, что если организовать учебную группу, то возникнет проблема в практической части обучения: съемка мешает зрителям.
 

– Было ли у вас желание самому оказаться на сцене?
 

Желания никогда не было, но внутренне ощущение, что смог бы, почему-то есть. Причем, не с точки зрения профессионального актерского мастерства, видимо, просто накопился определенный жизненный опыт. Аудитории я не боюсь, страха общения с ней тоже не испытываю.
 

– А кому Вы доверяете фотографировать себя?
 

Никому – наверное, это оправдано. Относительно недавно у меня появилась небольшая серия автопортретов, довольно оригинальная – как раз на театральную тему.
 

– Есть ли у Вас в планах проекты, связанные с театром, или на другую тему?
 

Сейчас готовится очень интересный проект под эгидой Иркутского фотографического общества под названием «Мы, иркутяне». Суть проекта в том, чтобы собрать коллекцию снимков за один календарный год, а потом провести выставку или издать фотоальбом. Главное условие съемки – объединить всех: известных людей и обычных горожан. Не обязательно, если тенор, то он должен на снимке петь, а если чиновник, то должен сидеть в кресле. Хочется сблизить иркутян, объединить их. Проект будет выполнять группа профессиональных фотографов, но мы хотим подключить к нему и всех желающих фотолюбителей. Качественный отбор будет обеспечивать строгое жюри, так что тут «кто не спрятался, я не виноват»…
 

– Как стать любителю профессиональным фотографом, это приходит с годами и опытом?
 

С опытом, но скорее с талантом. У каждого есть свой определенный потолок, но у всех он разный, да и сам потолок может со временем расти. Но не это главное. Мы не должны соревноваться ни с кем, мы не должны ничего никому доказывать, мы должны творить, в меру своих способностей и сил. А для того, чтобы лучше и плодотворнее творилось, надо не забывать про себя, любимого: читать, слушать хорошую музыку, смотреть хорошую живопись и хорошие фотографии, то есть заниматься внутренним самосовершенствованием. Это и означает расти, чтобы стать выше себя самого вчерашнего. Если же поставлена цель просто перейти из любителей в профессионалы (то есть в категорию тех, кто с помощью фотографии зарабатывает деньги), то задача упрощается многократно. Здесь пока срабатывают совершенно другие критерии. К сожалению.

 

 


 

На фото: Анатолий Бызов и кадры из спектаклей: «Я - Жанна Орлеанская», «Вишневый сад», «Чичиков».

Автор: 
Анастасия Бреева
14.03.2014