Режим для слабовидящих Обычный режим

цвета сайта:

размер шрифта:

Александр Невский и его покаяние

Версия для печатиВерсия для печати

12 июня на сцене Иркутского академического драматического театра им. Охлопкова состоится премьера исторической эпической саги «Александр Невский в срединном мире». Спектакль ставит режиссёр из Якутии Андрей Борисов, известный своими масштабными постановками, театрализованными представлениями на стадионах. Эффектные массовые сцены, исторические костюмы, декорации и оружие – спектакль обещает быть любопытным. Постановка уже включена в программу V Международного этнокультурного фестиваля «Ёрдынские игры».
 

Андрей Борисов – заслуженный деятель искусств РФ и Якутской АССР, народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и РФ. Режиссёр ставил спектакли в МХАТе им. Горького, на Алтае, в Китае и Турции. Директор Иркутского драмтеатра Анатолий Стрельцов неоднократно приглашал Борисова на постановку в Иркутск, всё как-то не срасталось. Но нашлась пьеса, и общая работа пошла.
 

– Иркутск – это срединная земля, Иркутск для меня, для творческой интеллигенции – интеллектуальный, творческий, духовный центр Сибири. Через Иркутск проходили все пути, это котёл истории, отсюда идёт и идеология евразийства. А театр иркутский имеет особое значение для меня, потому что в нём начинал работать выдающийся русский художник Геннадий Сотников. Это мой друг, брат, сотворчество с которым длилось 25 лет. Сотников много рассказывал про театр, про здание, про уникальность атмосферы. Всё это слилось в единую устремлённость, желание поработать здесь. Затем появилась пьеса Марины Варбут, предварительный материал мне тоже понравился. Я решился на такой шаг, мы уже почти месяц работаем. Спектакль ставится совместно с продюсерской компанией «Ургэл В». 
 

– Александр Невский – фигура ну очень давних времён. Почему вы сегодня обратили на этого героя внимание?
 

– Время – это неуловимая субстанция, можно даже сказать, что на самом деле времени не существует. Александр Невский, известный всей Руси как великий воин, стал монахом – разве это не интересно? А деяния, которые он то­гда совершил, актуальны в сегодняшнем геополитическом, духовном, религиозном, да и просто человеческом масштабе. Всё это современно, временное расстояние – всего лишь фон. А его подвиг покаяния и сейчас востребован. Моя идея такая – для России наступила пора испытаний, и этот спектакль – небольшая лепта для того, чтобы российские граждане поняли, что экономика не существует без опоры духовной. Всё делается не ради успеха и денег, а чтобы в российском масштабе евразийская идея обрела ещё одну опору в виде этого спектакля. Все­гда нужно поднимать и затрагивать незыблемые ценности, если ты этого не делаешь, становление может стать злом. Для меня этот спектакль – тоже своего рода покаяние. Я ведь, будучи депутатом Верховного совета СССР, участвовал в развале Советского союза. Тогда было время разбрасывать камни, а сейчас время собирать их. 
 

– А почему Александр Невский в срединном мире?
 

– Когда-то в XIII веке всё пространство, включающее Иркутск, Байкал, называлось срединной землёй. Поэтому именно здесь нужно и ставить спектакль об Александре Невском, который, согласно историческим данным, четырежды ездил в Орду и заключал с ханами мирные соглашения. 
 

– Более 70 человек на сцене, как вы с ними управляетесь?
 

– Действительно, весь театр работает на этот спектакль. Режиссёр творит по определённым законам, это командно-административный организационный метод. А управляется всё на земном уровне замыслом, озарённостью идеи, возможно, в некотором смысле и очарованностью замысла. 
 

Действие спектакля происходит в период жизни Александра Невского, случившийся после смерти отца, затрагивается вопрос его взаимодействия с Ордой. Специально для ролей татаро-монгольских и русских воинов проводили кастинги среди иркутских студентов, в результате было отобрано 7 бурят и 8 русских молодых людей. Они участвуют в набегах, дворцовых сценах. 
 

Декорации создаёт художник Михаил Егоров, обладатель премии «Золотая маска», художник по костюмам – Сардана Федотова. Исторический спектакль – это всегда акцент на костюмах, бутафории. Кольчуга Александра Нев­ского, например, весит 15 кило­граммов, а на плащ ушло 10 метров ткани. Артистов учили управляться с массивным оружием, фехтование в Древней Руси было размашистым, от локтя и от плеча, за счёт чего удары были широкими и наносили максимальный урон противнику. 
 

Спектакль начали репетировать 13 мая, в день рождения Александра Невского, а премьера состоится в День России – 12 июня.
 

Фото: Дмитрий Дмитриев

Автор: 
Алена Корк
09.06.2015