Будь в курсе
событий театра

23 апреля - юбилей гения мирового театра

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Сегодня, 23 апреля исполняется 450 лет со дня рождения великого поэта и драматурга Уильяма Шекспира! Праздник этот относится не только к литературным или театральным сферам: Шекспир принадлежит всему миру, он вездесущ: его герои являются олицетворением самой Любви, Страсти, Власти. В каждом признании влюбленного, ярости ревнивца, в каждом обвинении властьимущих вы услышите его имя, истины и законы мироздания, открытые Шекспиром для нас много-много лет назад.
 

Не знал литератор Роберт Грин, насколько близок к правде будет оставленный им первый сохранившийся шуточный отзыв о работе Шекспира – «потрясатель сцены». Пьесы драматурга уже более четырехсот лет «потрясают» зрителей своей непреходящей современностью, красотой поэтической и вдохновленной речи,  глубиной затрагиваемых вопросов, которые даже в комедиях заставляют нас, смеющихся от души, после задуматься о несовершенстве общества, в котором мы живем.
 

Спектакли по пьесам Уильяма Шекспира традиционно не сходят со сцены Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Сейчас в нашем репертуаре идут «Гамлет» и «Ромео и Джульетта», в свое время по масштабу постановки ставшие значительными творческими проектами и сейчас пользующиеся большой популярностью у зрителя, иркутского и не только. На днях завершилась творческая акция театра, посвященная юбилею Шекспира: участники в эссе рассуждали о том, кто из персонажей пьес великого драматурга мог бы быть героем нашего времени. Мы благодарим всех, кто прислал нам свои работы, и готовы объявить победителей: ими стали Наталия Доценко, Елена Харченко и Екатерина Новицкая! Поздравляем их и приглашаем принять участие в Шекспировских играх, которые состоятся 24 апреля в пресс-центре Иркутского академического театра! Предлагаем вашему вниманию работы победителей.


____________________________________________________________________________________________________________________________________

Яго – «герой нашего времени»

Уильям Шекспир один из немногих общепризнанных мастеров пера. Согласитесь, его творения всегда были и будут актуальными. Он как никто другой умел передать всю суть социальных проблем, показать все их грани. О нём знает весь мир, о его произведениях часто говорят, ведь сюжеты их известны нам с детства. Но, увы, куда меньше людей читали их, считая, что знания поверхностного содержания вполне хватит.
 

Хорошим примером будет служить трагедия «Отелло, венецианский мавр». Многие цитируют Отелло, говоря: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?», но все ли знают, что происходило, когда он произносил эту фразу? А что ответила Дездемона? Из-за пренебрежения к литературе, некоторые персонажи незаслуженно остаются неизвестными большинству людей. Одним из таких героев шекспировского шедевра я могу назвать Яго, а ведь он является одним из центральных личностей в данной трагедии.
 

По моему мнению, этот поручик как никто другой может называться «героем нашего времени». Он олицетворяет зависть и алчность, которая так часто встречается в современности, показывает то, что мы обычно пытаемся сокрыть глубоко внутри себя. В начале произведения он представлялся мне обычным шаблонным злодеем, коих не счесть, но чем дальше развивалось действие, тем сильнее я понимала всю преждевременность своих выводов. Яго не просто ненавидел, он плел интриги, продумать которые не каждому под силу, что показывает в нем незаурядный и изворотливый ум. Так и в наше время, тот, чья система поведения будет более нестандартна и ума – впоследствии и остается в выигрыше, разве нет? Почти во всех хорунжий видел тех, кто превосходит его, и именно это не давало ему покоя, заставляя его рушить все, что было лучше, чем у него.  Вам это ничего не напоминает? В нашем веке каждый двадцатый страдает депрессией, а закомплексованных людей еще больше, они смотрят на всех вокруг и начинают искать в себе изъяны, губя этим не только себя, но и окружающих. Я считаю, в этих ситуациях можно провести параллель, которую сложно отрицать. Шекспир также во всей красе показывает насколько хороши манипуляторские способности Яго, особенно в отношении к Отелло. (по причине его, Отелло, излишней доверчивости – прим. автора сего незатейливого эссе, которая просто не могла не выразить свое мнение по этому поводу).
 

Если вы посмотрите на вышеперечисленные качества, то перед вашими глазами появится образ дальнего знакомого или личности из  истории, ведь такие люди были и во времена античности, и в наши.
 

В образе Генриха V Шекспир упорно стремился показать нам идеального образец подлинного народного героя, но часто ли вы сталкивались с подобным индивидом, описанным не в книге, а наяву? Думаю, этот вопрос не требует ответа. Именно поэтому я выбрала Яго: ненавистника, интригана, воплощение самой зависти и стремления разрушить все вокруг себя.
 

Честно говоря, я простой человек, который жалеет, что в мире осталось так мало добра. Думаю, Уильям тоже задумывался об этом, ведь это показывает не только данное произведение, но и Макбет, Ричард III. То, насколько люди становятся похожими на зомби с вечной улыбкой на лице и мертвой душой, стремящейся к улучшению только своей жизни и ничего больше.
 

 Надеюсь, этим эссе я смогла доказать вам, почему считаю, что Яго со всеми его качествами к сожалению, присущими почти каждому человеку в современном мире, может считаться может считаться «героем нашего времени».
 

Задумайтесь, а есть ли в вас частичка Яго?

Екатерина Новицкая

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Герой нашего времени из произведений Шекспира
 

После того, как я прочла объявление на сайте, я поняла, что обязательно напишу это эссе, вопрос был только о ком. Первой моей мыслью был Гамлет, но потом мой один хороший друг сказал, что Гамлета, скорее всего, выберут все, и что мне лучше еще подумать.
 

В итоге я прочитала произведение, о котором раньше и не слышала. Конец, которого меня поразил, потому что я до конца надеялась на хорошее, но трагедия есть трагедия. Впрочем, в жизни тоже не всегда бывают хэппи-энды. Трагедия «Король Лир» была написана в пору творческой зрелости великого драматурга, в непосредственной близости к «Гамлету», «Отелло», «Макбету». «Король Лир» – несомненно, одно из наиболее глубоких и грандиозных произведений Шекспира.
 

Персонаж, который отражает наше время, также как Печорин отражал ту эпоху, по-моему, Король Лир. Да, он не молодой, ему уже восемьдесят с лишним лет и его отказ от власти ведет к торжеству злых сил (Регана, Гонерилья). Не успел Лир сойти с престола, как мы уже слышим о готовящейся междоусобной войне между герцогом Корнуэльским и герцогом Альбанским. На Лира, едва успевшего отказаться от власти, обрушивается вся окружающая его среда. Это не простой случай дочерней неблагодарности, не просто «проступок» Гонерильи и Реганы. В страданиях Лира обнаруживается подлинная сущность окружающей среды, где каждый готов уничтожить другого.
 

Он решил отказаться от власти. Почему он так поступил?
 

Поступок Лира, конечно, вполне объясним. С юных лет он, король, привык к своеволию. Каждая его прихоть - для него закон. И вот ему захотелось потешить себя на старости лет: он «благодетельствует» дочерей, и они - думает Лир - так и будут покорно стоять перед ним и вечно произносить благодарные речи. Лир слепой человек, который не видит и не хочет видеть жизни и который даже не удосужился присмотреться к собственным своим дочерям. Поступок Лира является капризом.
 

В начале трагедии каждый шаг Лира вызывал у меня чувство негодования. Но вот Лир бродит по мрачной степи, вспоминает впервые в жизни о бездомных. Это другой Лир, это Лир, начинающий прозревать. И в тот момент мое отношение к нему поменялось.
 

Затем появляются сцены безумия Лира. Однозначно, безумие Лира не является, конечно, патологическим сумасшествием: это напор бурных чувств изнутри, потрясающих, как взрывы вулкана, все существо старого Лира. Нужно было очень сильно любить своих дочерей, чтобы так страстно возненавидеть их. Итак, в течение действия Лир внутренне изменялся под влиянием совершающихся событий. Прозревший Лир не мог, конечно, вернуться к былому благополучию (хотя я и надеялась до последнего). В отличие от своих предшественников, которые приводили события к счастливой развязке (войска Корделии побеждали войска злых сестер), Шекспир увенчал свою пьесу трагическим финалом. И Лир, и дочь, которая любила его до конца, погибли.
 

Одна из важных проблем нашего времени, это то, что дети бросают, предают, издеваются над родителями, хотя уже должны быть благодарны старшему поколению за то, что они есть. Таких случаев уйма, включи Иркутские новости на СТС, и увидишь такое, что не столько страшно, а сколь обидно, что живешь в таком обществе. Трагедия Лира не только драма неблагодарности, хотя эта тема с большой выразительностью воплощена в образах Гонерильи и Реганы,— это и трагедия личности, осознавшей, что она не имеет никакой цены в обществе, где значение человека определяется его социальным положением, мерой власти и богатства.

Шекспир опережал свое поколение, ведь абсолютно все до одной проблемы есть до сих, и, к сожалению, нет определенного решения для них. Но не нужно сидеть и расстраиваться, что все так плохо, а начать изменения с себя, и изменить жизнь близких к лучшему.
 

Елена Харченко

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Говорят, что мысль, пришедшая в голову при ответе на какой-то вопрос первой, – самая верная. Когда я узнала тему рассуждения, мне почему-то сразу же захотелось ответить: «Любой! Любой шекспировский персонаж мог бы быть героем нашего времени!» И хотя я пока, к сожалению, не могу похвастаться отличным знанием творчества великого драматурга, всё же попробую подкрепить такую свою мысль несколькими примерами.
 

Начну с комедии «Сон в летнюю ночь». Поучительная, остроумная и со счастливым финалом, несмотря на запутанные любовные перипетии. И вот царь фей и эльфов Оберон решает проучить упорствующую супругу, царицу Титанию. По закону жанра для этой пары всё тоже заканчивается хорошо. И хотя в распоряжении современного человека не найдётся, быть может, такого же волшебного цветка, как в этой сказке, всё-таки при случае по-прежнему можно изыскать способ повоспитывать капризную половину, но только для того, чтобы в очередной раз понять, что нужно быть вместе!

 

Именно так – быть вместе – решили герои другого шекспировского произведения – трагедии «Ромео и Джульетта». К теме высокой любви обращались писатели и до, и после Шекспира, да и сейчас она звучит с театральных подмостков и со страниц книг современников. Потому что это вечное чувство. Великая любовь, не знающая преград, не ведающая социальных или иных различий и способная вынести всё, кроме жизни без любимого.
 



А король Лир из другой трагедии Шекспира, опрометчиво обделивший наследством младшую дочь и пожалевший об этом, только испытав вероломство и неблагодарность старших, тоже очень современен. Как часто мы сожалеем о каком-то своём решении, пусть даже не столь глобальном, когда на карту не поставлены судьбы людей и государств!.. Но человеку свойственно ошибаться. И современный читатель поймёт горькое запоздалое раскаяние короля Лира.
 

А Гамлет?.. Мы и сейчас нередко проверяем на прочность своё мужество, делая выбор, пытаясь всё взвесить и предугадать последствия…
 

Одним словом, мне кажется, что все герои Шекспира очень современны и понятны сегодняшнему читателю. В его пьесах ведь речь идёт не только о мужестве, но и о любви, дружбе, верности, честности, чести, гордости… И, с другой стороны, о коварстве, ревности, зависти… Вечные ценности. Неутихающие чувства. Не оттого ли так просто представить театральные постановки шекспировских пьес с минимумом декораций или даже вовсе без них?! И вот всё новые и новые поколения режиссёров и актёров берутся за постановку классических произведений выдающегося драматурга, чтобы подарить миру ещё один взгляд на непреходящие чувства.
 

…Закончить хотелось бы одним из моих любимых стихотворений В. И. Гафта.
 

ГАМЛЕТ

Нет, Гамлет, мы неистребимы,

Пока одна у нас беда,

Пред нами тень отцов всегда,

А мы с тобой — как побратимы.

Решая, как нам поступить,

Пусть мы всегда произносили

Сомнительное слово «или»,

Но выбирали только «быть».

 

Наталия Доценко

Фото из спектаклей «Король Лир», «Гамлет» и «Ромео и Джульетта».

23.04.2014