Будь в курсе
событий театра

Второй всероссийский театральный фестиваль им. Валентина Распутина завершился в Иркутске. Какие театры привезли свои постановки? (ГТРК Вести)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Фотография, на которой меня нет». Спектакль по мотивам автобиографического рассказа Виктора Астафьева стал первым на Втором Всероссийском театральном фестивале им. Валентина Распутина. Произведение о мальчике, который мечтал попасть на школьный снимок, представили иркутянам актеры Кемеровского театра. Коллектив — один из тринадцати участников большого фестиваля.

«Мы собрали спектакли по произведениям этих писателей, которые составляют гордость нашей страны, гордость нашего народа», — говорит директор Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова Анатолий Стрельцов.

На сценах драмтеатра за неделю фестиваля сыграли театральные коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Астрахани, Кемерово, Барнаула и Улан-Удэ. Постановки они привезли по мотивам писателей-деревенщиков. Каждый день посвящали разным авторам — Василию Шукшину, Федору Абрамову, Василию Белову.

«Особое внимание — декорациям всех спектаклей фестиваля. Даже если они такие необычные, сделаны они непременно из натуральных материалов. Как бы отсылая к тому, о чем писали авторы», — говорит корреспондент Дарья Маркова.

Такие колыбельные украшали сцену во время спектакля «Привычное дело» по одноименной повести Василия Белова. Ее привезли актеры Вологодского драмтеатра. О тяжелой жизни простых деревенских жителей. Где сразу после рождения девятого ребенка Катерина отправляется работать, а дети вынуждены трудиться с малых лет. И вся жизнь кажется героям безысходностью, которая стала привычным делом.

«Я вот сейчас на этом фестивале смотрю спектакли. Я понял, насколько эти люди больны, насколько они были трепетно больны к стране нашей, к судьбам народа. Это, конечно, потрясающе», — говорит режиссер Вологодского драматического театра Сергей Закутин.

Особое место на фестивале, конечно, было у постановок по произведениям Валентина Распутина. Они открывали и закрывали событие. В заключительный день фестиваля сыграли спектакль «Уроки французского». История деревенского мальчика, оказавшегося вдали от родителей в непростое голодное послевоенное время. Постановка — совместный проект Иркутского академического драматического театра и воспитанников театральной студии «Драма».

«У нас участвует там шесть пацанов. В возрасте от 12 до 15 лет. Как раз те самые пацаны распутинские. Которые играют в чику, которые бегают по задворкам, которые голодают», — говорит актер Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова Иван Гущин.

«Нужно немного поменяться. Потому что сейчас дети более легкомысленные. Я и про себя могу сказать. Ну а персонаж, которого я играю, он уже... Вот ему 11 лет по произведению, но он в 11 лет уже такой осознанный и взрослый», — говорит участник театральной студии «DRAMA» Сергей Алексеенко.

Театральный фестиваль целую неделю знакомил гостей с творчеством авторов-сподвижников Валентина Распутина. Больше о смыслах их произведений говорили на лекциях. Каждый день посвящали разным авторам. И ежедневно на встречах собирались по несколько десятков слушателей.

«Даже вот по реакции, по реакции слушателей, Распутин, действительно, остается для нас фигурой знаковой. Фигурой не то что любимой и почитаемой, а как бы воплощающей в себе какой-то определенный наш культурный код, сибирский», — говорит заведующая кафедрой филологии и методики Педагогического института ИГУ Ольга Юрьева.

Были на лекциях и актеры. Так, говорят, можно не только больше узнать об авторах, но и разобрать произведения и персонажей, которые доводилось сыграть на сцене.

«Где-то ты порой не задумываешься, что значила одна метафора. А тут открываешь, и оказывается, я играл про вот это. То есть, конечно, такие лекции очень нужны. Они помогают узнать и автора, помогают узнать его произведения. И помогают узнавать и открывать для себя новое», — говорит актер Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова Сергей Дубянский.

Кроме того, говорят актеры из разных театров России, «Распутинские чтения» для них — неформальный мастер-класс. Неделю они вместе работали и рассуждали о творчестве. Делились опытом и знакомились с разными авторами. И делали это вместе со зрителями.

 

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Дарья Маркова, Светлана Валеева
26.03.2024