Вопросы гостям вампиловского фестиваля
Разработка сайта:ALS-studio
В Иркутске завершился Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Наш корреспондент Роман Сенчин обратился к гостям и участникам фестиваля с вопросом: «Какие новые тенденции, на ваш взгляд, появились в современном русском театре за последние годы?»
Сергей СМИРНОВ,
профессор Иркутского государственного университета
Сейчас, на мой взгляд, безвременье в драматургии. Отсюда и такое обилие инсценировок прозы. То же было и в семидесятые годы. Часто бывает так, что проза много сильнее драматургии, бывает и наоборот. «Новая драма», «театр.doc» – это некие переходные формы к драматургии будущего. Может быть, вскоре нас ждёт расцвет драматургии. По крайней мере, пьесы братьев Пресняковых, Дурненковых – это некий отход от массовости, попытки сказать о важных проблемах. Но, по-моему, двухтысячные ярких имён в драматургии не дали... Очень рад, что на фестиваль наконец-то приехал спектакль «Братья и сёстры», поставленный четверть века назад Львом Додиным. Этот спектакль – эталон по подходу к материалу. Я увидел его впервые двадцать лет назад и помню до мелочей. Такое же потрясающее впечатление спектакль производит и теперь. Хорошо, что наш академический театр в девяностые годы, когда в моде были всевозможные эксперименты, не прерывал традиций, зрителей не заманивали эпатажем, и зритель от театра не отвернулся, почти на каждом спектакле зал полон. Это, уверен, для театра главное.
г. ИРКУТСК
Алексей БУРАЧЕНКО,
завлит Кемеровского театра для детей и молодёжи
Я как завлит много езжу по стране, к тому же состою в семинаре театральных критиков Ирины Холмогоровой. Поездки позволяют мне смотреть различного качества спектакли в разных театрах России. Каждый театр, на мой взгляд, живёт своей особой жизнью, и определить, что есть плохо, а что хорошо, очень сложно, да и не нужно, наверное. Одно из ярких впечатлений – спектакль «Гроза» магнитогорского театра в постановке Льва Эренбурга, хотя лично у меня много к нему вопросов. На мой взгляд, творчество Эренбурга – это затянувшаяся проба пера… В последние годы много говорят о «Новой драме». Но она рассчитана скорее на чтение, чем на постановку. Когда я, к примеру, читал пьесу «Я – пулемётчик» Юрия Клавдиева, мне казалась она очень интересной, нетипичной, нестандартной. Но спектакль оказался много слабее пьесы. Получается, что литературный материал намного сильнее, потому что он авторский, субъективный, а режиссура не может найти для него особый сценический язык. Сегодня существует два параллельных явления: драматургия для чтения («Новая драма») и драматургия для постановок (традиционные пьесы, инсценировки литературных произведений). Театр не освоил «Новую драму», и она явно затухает. Её взлёт был на рубеже веков.
Как я понимаю, в русском театре главный критерий состоятельности драматургической литературы – это провинция. Если в провинции то или иное произведение прошло проверку, значит, оно вошло в историю. Провинция от «Новой драмы» отказалась, не приняла её, и, соответственно, это направление окажется элитарным, московским течением. Опыты с «Новой драмой» в провинции есть, но удач я почти не встречал.
г. КЕМЕРОВО
Лидия СЫЧЁВА,
писатель
Мне трудно судить о направлениях в современном театре, потому что я не являюсь ни знатоком, ни любителем драмы. На Вампиловском фестивале было два спектакля по Фёдору Абрамову – «Братья и сёстры» Льва Додина и «Бабилей» Александра Ерохина. Зрители увидели истерическую, тенденциозно-политизированную постановку «Театра Европы» и живую, естественную игру актёров из объединения «Провинция». Оба спектакля старые, им больше двадцати лет. Но «додинцы» задержались в перестроечной чернушности, а «бабилейцы» остались на недосягаемой высоте подлинного искусства.
Эти же две тенденции прослеживаются и в литературе: давно уже нет СССР, а натуралистическая истерически-перестроечная беллетристика пишется килограммами и получает громкий «пиар». Зато живая, органическая литература, наполненная болью, красотой и гармонией своего времени, зачастую замалчивается или загоняется в условия самовыживания. И, естественно, её становится всё меньше. В результате страдает зритель и читатель, обворованный дважды – материально и духовно, потому что ядовитый и давно протухший «культурный продукт» ему рекламируют как лекарство, да ещё и продают втридорога.
г. МОСКВА
Анатолий БАЙБОРОДИН,
писатель
Я часто хожу в наш Театр народной драмы. Там великолепно поставили «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «До третьих петухов» Шукшина. При театре есть музыкальная мастерская, есть умельцы, которые делают доспехи, оружие, коллектив проводит народные праздники. Странно, что этот театр не принимает участие в фестивале Вампилова. Может быть, это потому, что Театр народной драмы и Иркутский академический театр, который является центром фестиваля, – антагонисты?.. Нравится мне и то, что делают в нашем ТЮЗе. К сожалению, современной драматургии мало, а та, что попадает в моё поле зрения – вызывает далеко не радостные эмоции. Хорошо, что появилось много постановок по прозе Валентина Распутина. Правда, инсценировки делают сами режиссёры, и не всегда добросовестно, случается, что-то важное отсекают, что-то добавляют от себя.
г. ИРКУТСК
Анатолий СТРЕЛЬЦОВ,
директор Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова
Если говорить честно, я вижу больше плохих тенденций, нежели хороших. Понимаете, театр поставлен в такую ситуацию, что он должен зарабатывать деньги, чтобы существовать. Это страшная ошибка. Мы не говорим, к примеру, Министерству обороны: «Вы заработайте деньги, купите танк и нас защищайте». Мы прекрасно понимаем: чтобы была обороноспособность страны, мы должны выделить деньги, построить, изготовить всё, что для этого нужно. А в нашей ситуации, даже с пониманием того, что воспитание людей зависит от театра, филармонии, нам говорят: «Вы заработайте деньги, а потом уж ставьте Чехова».
Государство должно выработать эстетическую программу воспитания народа и выделить на её выполнение средства. А если театр хочет ставить развлекательные, бульварные пьесы, то в этом случае пусть находит сам на это средства. Я считаю, чтобы нести народу культуру, нужно учредить гранты, на которые театры смогут осуществлять постановки по произведениям Чехова, Пушкина, Достоевского, Шолохова, Абрамова, Распутина. Это то, на что государство должно дать театру деньги, а не вынуждать его зарабатывать их постановками бульварных спектаклей… Ещё великий Некрасов говорил, что, к сожалению, Белинского и Гоголя с базара не несут. Театр и вообще серьёзное искусство – это всё-таки сложная работа души, и её нужно государству в человеке развивать с детских лет. Зарабатывание денег уводит нас в сторону – в шоу-бизнес.
– Анатолий Андреевич, а молодые драматурги попадают в поле вашего зрения?
– Попадают. Но, понимаете, в чём дело… В рамках фестиваля у нас прошла «Лаборатория режиссёра и драматурга», где мы много говорили о молодых драматургах, новой драме, и большинство участников пришло к выводу, что в новой драматургии нет масштабности проблем. Те проблемы, которые поднимаются сегодня в драматургии, они на уровне кухонных скандалов, которые не поднимаются до каких-либо обобщений. То же и с языком… Посмотрите, у Абрамова в «Братьях и сёстрах» через проблемы одной деревни показаны проблемы всей страны, всего народа. Кому-то постановка Льва Додина понравилась, кому-то нет, но отрицать, что эта масштабность в настоящей литературе есть, невозможно, и спектакль это отобразил. А современная драматургия на сегодняшний день такого уровня проблемы не ставит. Готовясь к фестивалю, мы прочитали более ста пятидесяти современных пьес, отобрали для обсуждения десять. И, к сожалению, пришли к выводу, что в них нет художественной силы, и поэтому, наверное, у режиссёров очень слабое желание ставить спектакли по пьесам современных драматургов. Как это ни покажется, может быть, странным, молодые режиссёры увлечены Чеховым. Чехов будит фантазию, он многомерен, он заставляет каждого режиссёра прочитывать себя по-новому, чего не скажешь о подавляющем большинстве современных драматургов.
г. ИРКУТСК
Галина СОЛУЯНОВА,
сотрудник Дома-музея А.В. Вампилова
С одной стороны, театр меняется в лучшую сторону. Выпускники театральных училищ более пластичные, музыкальные, раскрепощённые, чем их предшественники. Лучше стал образовательный процесс, но не воспитательный. За технической лёгкостью, как правило, нет души. Блестящая форма, не подкреплённая внутренним горением, увлекает на полчаса, не более. Неважно, на мой взгляд, обстоит дело и с молодыми критиками. У Вампилова есть такая мысль в записной книжке: «Нужно писать о том, от чего не спится по ночам». Такое впечатление, что нынешним драматургам не даёт спать низменное в человеке, всяческий мусор. Драматурги перестали писать о любви, а актёры перестали уметь любовь играть.
г. ИРКУТСК
Виталий НАРОЖНЫЙ,
театровед
Единственная тенденция, которую я вижу: театр всё меньше и меньше нужен. Причина этого, наверное, не социальная и даже не духовная, а технологическая – людям есть чем занять свой досуг помимо театра. Телевидение, конечно, не искусство, но очень удобный источник информации, развлечения. Впрочем, сегодняшнее положение нельзя сравнивать с тем, что было в начале 90-х, когда залы в прямом смысле пустовали. А сегодня… Сегодня в театре такая проблема: когда можно всё, то непонятно, что нужно. Эпатажем вроде бы переболели, а чего-то по-настоящему нового пока не нашли. Правда, есть Гришковец, и его моноспектакли – именно моноспектакли – очень интересны. Жаль, что Петрушевская оставила театр – она, на мой взгляд, одна из ярчайших фигур современной драматургии.
г. ИРКУТСК