Будь в курсе
событий театра

«Виват, король!»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
Казалось, юбиляр действительно находится рядом с нами, он не только свидетель происходящего, но и его активный участник. Так было на вечере в память великого мастера охлопковской сцены Виталия Венгера. О нем и говорили не как об ушедшем безвозвратно, а лишь как об отлучившемся на минуточку. Вот только что он отодвинул ещё не остывший стул от гримёрного стола, ещё секунду назад в зеркале улыбалось его отражение, ещё согрет теплом его прикосновения серебряный парик. Актёр поспешил на зов из радиодинамика: «Виталий Константинович, ваш выход!» 
 
Мы видим его на сцене, слышим его незабываемый суховатый голос, неподражаемые интонации, негромкий смех. С экрана один за другим смотрят на нас удивительно  живые образы, созданные им в разные годы в театре и в кино. Молодой стачечник в «Кануне грозы» Павла Маляревского, очарованный Сильвио из романтической истории Нелли Матхановой «Из Америки с любовью», аристократ Серебряков из «Дяди Вани», шекспировский король Лир, ироничный и мудрый Тевье из «Поминальной молитвы». 
 
- И кому было б плохо, если б я был богат?
 
Монолог еврейского молочника подхватывает сегодняшний исполнитель этой роли заслуженный артист России Степан Догадин. В таком же картузе, в затрапезной жилетке, с теми же думками на сердце стоит он рядом с телегой, которую долгие годы катал по охлопковской сцене его гениальный предшественник и учитель. Живой актёр вышел поклониться ушедшему, спеть для него душевную песню, подарить старшему товарищу благодарность и цветы. 
 
Так в иркутской драме, где свято берегут славную память и добрые традиции, построили поминальное торжество в честь театральной легенды Иркутска. 
 
Оживает ещё один блестящий фрагмент из прежней, «венгеровской» «Поминалки». Играют народные артисты Виталий Венгер и Наталия Королёва. Уморительный диалог Тевье и Голды. Про покойную бабушку, которая приходила, чтобы указать жениха для правнучки Цейтл. Зрители смеются спасительному лукавству молочника, решившего защитить любовь дочери, подозрительности его жены, почуявшей неладное, радуются счастью молодых, вставших под свадебную хупу. Перед нами образец отборного актёрского дуэта, ювелирной и заразительной театральной игры.
 
Наталия Королёва берёт слово, чтобы вспомнить своего несравненного партнёра, поблагодарить за подаренные минуты творческого счастья:
 
- В этом спектакле нам, жене и детям главного героя, ничего не надо было делать, только настроиться на его волну и чутко подыгрывать. Вы заметили, наверное, его взгляд, какой-то детский, с доброй хитринкой. В нём всё время был этот детский восторг перед возможностью что-то играть, играть, отдавая всего себя без остатка. В антрактах он неизменно менял рубашки, потому что был весь мокрый, так выкладывался на сцене. В этой совместной работе мы так срослись, что нас многие воспринимали как настоящих мужа и жену. Мы даже на поклон стали выходить в обнимку, одним целым. Я благодарна удаче, что мне случилось узнать незабываемые моменты партнёрства с таким большим мастером.
 
Много работала в паре с Венгером и одна из первых выпускниц Иркутского театрального училища, впоследствии заслуженная артистка России  Тамара Панасюк. Она помнит его преподавателем сценического движения, молодым, лёгким, лихо выделывающим сложнейшие кульбиты и шпагаты, заразительным в искромётном актёрстве. Помнит, какими трудными и дальними дорогами наградила их вместе кочевая театральная судьба. Неся искусство в самые дальние уголки, неутомимые пилигримы Иркутской драмы не раз кормили комаров в тайге, терпели тяготы быта на холодных полустанках. 
 
- Однажды мы чуть-чуть не доехали до Чуны, и у нас в поезде сгорел трансформатор: ни света, ни тепла, только маленькая буржуйка. Спали в зимней одежде, дело было под Новый год. И вот однажды ночью Венгер проснулся со стоном: шапка с него свалилась – и у него примерзли волосы, - вспоминает Тамара Ивановна. – Никогда не забуду, как оттаивал его острый подбородок на утомлённом лице, как торчала из ледяной росы двухдневная щетина, какой он при этом был трогательно смешной. 
 
- Я Вилю просто люблю! – продолжает артистка. – Любая роль, маленькая, большая… Человек не умел играть плохо. Даже если не было какой-то идеи, ну, не поймал он её за хвост, - всё равно играл гениально.
 
Тамара Ивановна принесла юбиляру в дар на день рождения его любимую притчу о скоморохе, которого горожане сначала изгнали, а после затосковали по его весёлому шутовству. Звучали на импровизированном концерте также любимая «капустная» песня Венгера, некогда исполнявшийся им зонг Мекки Ножа из «Трёхгрошовой оперы» Брехта. Звучали посвящения и стихи от сердца, славословия и ликующее «Виват, король!». Перечислялись нескончаемые регалии великого лицедея: народный артист России, почётный гражданин Иркутска, почётный гражданин Иркутской области, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», лауреат многочисленных конкурсов и фестивалей, король эпизода, непревзойдённый мастер сцены… Нескончаемый ряд званий, заслуг и похвальных эпитетов. Самый высший из них, самый правдивый и достославный – статус Настоящего артиста.
 
- Я считаю, что на таких, как Виталий Венгер, непревзойдённых и в профессии, и в любви к своему отечеству, к своему городу и краю, держится мир, - подытожил директор Иркутского академического Анатолий Стрельцов. – Нам – равняться на них и вечно хранить их драгоценную память.
Фото: 
Анатолия Бызова
Автор: 
Марина Рыбак
19.04.2018