Режим для слабовидящих Обычный режим

Королёва Наталия Васильевна

Версия для печатиВерсия для печати

Когда думаешь о таких актрисах, как Наталия Васильевна Королёва, понимаешь, что звание «народная артистка» наполнено конкретным смыслом. Она стала неотъемлемой частью истории Охлопковского театра, той частью, которая делается сегодня на наших глазах.
 

Приехав в Иркутск в 1983 году, она уже была яркой и интересной актрисой, успевшей поработать после окончания свердловского театрального училища в свердловском ТЮЗе, в Новочеркасске, Архангельске…
 

Но именно здесь, в Иркутске, она окончательно сложилась как большой художник, мастер, как яркая звезда, вызывающая удивление, восторг, восхищение зрителей. Именно с этой сценой и этим городом она срослась неразрывно, кровно. Здесь была удостоена звания заслуженной, а потом и народной артистки. Её полюбили зрители Иркутска и теперь сцена Охлопковского театра немыслима без её имени. Спектакли с её участием  зрители ждут и знают, если на афише имя Наталии Королёвой, спектакль просто обречён на успех.
 

Уже первые годы работы в Иркутске в галерею её персонажей вошли: деревенская простушка Фрося из «Печки на колесе» и последняя российская императрица Александра Фёдоровна из пьесы «И аз воздам», обольстительная Мариторнес из «Дон Кихота» и шустрая, живая, эмоциональная Елизавета из пьесы Степана Лобозёрова «По соседству мы живём», старуха Васёна из пьесы «Выходили бабки замуж», разбитная и весёлая Дашенька из «Золотой кареты» Леонова и страдающая светская дама Волынцева из пьесы Сумбатова «Цепи».
 

Упорным трудом оттачивалось и совершенствовалось мастерство. Она сыграла Василису из пьесы Горького «На дне», Еву в «Веселись, негритянка», Анну Тимирёву в «Звезде адмирала», Иокасту в пьесе  «Эдип-царь», Фру Алвинг в ибсеновских «Привидениях», Аркадину в чеховской «Чайке».
 

Не удивительно, что всё чаще в этапных для театра спектаклях ей поручаются роли центральные, в значительной мере определяющие смысл целого. В них проявлялось умение играть разный возраст и различные характеры, равно успешно солировать на сцене и «аккомпанировать» партнёрам, быть красавицей или становиться некрасивой в интересах спектакля.
 

Два крошечных эпизода играла Наталия Васильевна в спектакле по пьесе Н.Матхановой «Из Америки с любовью» - одна непримиримая сталинистка, до конца озабоченная поисками врага, и простая малограмотная старушка с байкальского берега, мудро и добро приемлющая жизнь, но насколько яркими были сыгранные актрисой эпизоды, как остро передавали не простое время, судьбы её героинь в этом времени, их мировоззрение, боль, переживания, поэтому сыгранные и большие и маленькие роли всегда становились событиями в творческой судьбе актрисы.
 

Яркой работой была роль Агафьи Тихоновны в гоголевской «Женитьбе» - наивная, малообразованная, не искушённая житейски, но пронзительно искренняя, вызывавшая острую жалость женщина с не состоявшейся судьбой. Она словно стояла на перепутье и не знала, как же ей быть, на какую путь-дорогу свернуть, сделать шаг вперед, в неизвестность, и изменить сложившийся уклад или отступить, подождать ещё… И если вспомнить, что спектакль этот был поставлен в тяжёлые 90-ые, то напрашивается прямая параллель с Россией, с её тогдашним непростым временем, с выбором её пути. За эту роль Наталия Васильевна получила звание лауреата Областного фестиваля «Театральная весна – 94».
 

В спектакле по пьесе А.Н.Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» в варианте театра («Не так, живем как хочется»)   Наталия Васильевна играла Домну Евсигневну . В этой работе покорял и восхищал блеск её комедийных приемов, фантазия, азарт. Она умела оправдать любую ситуацию, наполнить роль и содержательностью и юмором. Её героиня была смешна, ограниченна, завистлива, но с каким вкусом все это подавала актриса – остро, вызывающе, ярко!
 

Её героиня запоминалась и выделялась из большого ряда персонажей её личными находками, красками, акцентами. Понятно, что опытная актриса Наталия Королева на сцене умеет всё! Но то, как делала она свою Голду в спектакле «Поминальная молитва» по пьесе Г.Горина вызывало у зрителей возгласы восхищения, восторга, благодарности и настоящего театрального потрясения.
 

Не было, наверное, в зале человека, не оценившего её игру. В ней всё было гармонично, душевно, все шло изнутри, от сердца. Она играла так правдиво, так откровенно радостно и больно, что сидя в зале хотелось хоть чем-то помочь её Голде, хоть часть её бед взять на себя.  А её монолог к дочери Цейтл, наверное, был лучшей сценой спектакля. Больная, с недвижимыми ногами, Голда своей огромной любовью помогает дочери разрешиться от бремени девочкой. В тишине, когда актриса произносила свой монолог, зрители даже не решались всхлипывать, но по лицам поглощенных сценой людей, тихо катились слёзы. Сцена эта восходила к высотам трагедии, потому что эта женщина успевала стать родной всем присутствующим в зале и её смерть оплакивали все, как уход самого близкого человека.
 

Психологически тонко, с мастерством большой актрисы работает Наталия Васильевна в спектакле по пьесе А.Вампилова «Прошлым летом в Чулимске» в роли Анны Хороших. Невозможно рассказать словами, какие здесь у актрисы глаза! Не торопясь, эпизод за эпизодом она выстраивает не простую судьбу этой женщины и за её короткими отрывистыми репликами, мы чувствуем, сколько стоит за ними печали, выстраданной, не лёгкой женской любви, боли и горечи за сына, и вечной вины перед мужем. Все переходы настроений мы читаем в её удивительных глазах.
 

Знание горькой правды жизни и вместе с тем, несмотря ни на что, веры в людей, в добро, в любовь, в возможность счастья свойственны другой её героине, чудачке Памеле Кронки из спектакля «Дорогая Памела» Дж.Патрика. Её Памела – абсолютная доброта и незащищенность, но которая и оказывается самой большой её силой. При всей своей детской наивности, она мудра высшей мудростью. В этой Памеле достаточно силы, чтобы умереть для спокойствия других. Благодаря тонкой и умной игре Наталии Васильевны спектакль становится настоящим гимном любви добру и милосердию, которые она отыскивает в людях.
 

Этим волшебным даром Наталия Васильевна сполна наделила и одну из лучших и любимых своих героинь – старуху Анну из спектакля «Последний срок» по пьесе В.Распутина. Эта работа стала большой творческой победой актрисы, а спектакль в целом заслуженно занял место одного из лучших и драгоценнейших спектаклей  репертуара.
 

С подкупающей мягкостью, бережно раскрывает она образ своей героини. Актриса создаёт образ святой и одновременно земной женщины, испытавшей много горя на своём веку. Рассказы Анны о своей жизни в диалогах с соседкой Миронихой полны драматизма. Их актриса произносит просто и ясно, с присущим ей юмором и грустинкой. Это долгая жизнь не озлобившейся, всё понимающей и всё прощающей женщины. Глаза её излучают добро, а улыбка будто освещает весь её облик. Просветлённой приближает актриса свою Анну к неизбежному завершению земного пути.
 

В 1992 г. Наталии Королевой присвоено «Заслуженная артистка РФ», в 2001 г. — звание «Народная артистка РФ».
 

В 2003 г. артистка  награждена Почетной грамотой губернатора Иркутской области, в 2008-м — знаком отличия «За заслуги перед Иркутской областью». 
 

В 2009 г. она становится лауреатом VII Международного театрального фестиваля «Золотой витязь»: за исполнение роли Анны в спектакле «Последний срок» Наталии Васильевне был вручен диплом «За лучшую женскую роль».
 

В 2010 г. на IV Тамбовском региональном театральном фестивале имени Н.Х. Рыбакова за роль Анны в спектакле «Последний срок» Наталия Королева получила главную награду фестиваля — премию «Актриса России».
 

В 2011 году Наталии Королевой присвоено звание «Почетный гражданин Иркутской области».

В 2014 году на IX Международном фестивале театра и кино «В кругу семьи», Наталия Королева удостоена награды за «Лучшую работу актера» за роль Анны в спектакле «Последний срок».
 

В 2016 году на VI Федеральном фестивале «Театральный Олимп», Наталия Королева была награждена специальным дипломом в номинации «За служение театру России» - за роль старухи Анны в спектакле «Последний срок» В.Г. Распутина.
 

Наталия Васильевна успешно сочетает актёрский труд с преподаванием. Ученики её первого выпуска в Иркутском театральном училище стали теперь её партнёрами по сцене, также и выпускники Театрального института им. Бориса Щукина, обучавшиеся при  театре им.Н.П.Охлопкова в 2010 - 2014 гг.
 

Все героини Наталии Королевой – женщины разных судеб, стран, возраста, вероисповедания, но все они имеют один общий, крепкий и неистребимый корень, в основе которого милосердие и доброта, все они умеют любить. И чем больше наделены героини этим сильным чувством, тем они дороже актрисе.

 

Сыграла роли в спектаклях:

«Печка на колесе»
«Комната»
«По соседству мы живем»
«Наплыв»
«Король Лир»
«О’ревуар, товарищи!»
«И Аз воздам»
«Выходили бабки замуж»
«Шум за сценой»
«Месье Амилькар»
«…и счастье звать трепещущей душой»
«Женитьба»
«На дне»
«Инцидент»
«Веселись, негритянка!»
«Из Америки с любовью»
«Самое главное»
«Голый король»
«Священные чудовища»
«Звезда адмирала»
«Привидения»
«Свои люди – сочтемся!»
«Чайка»
«Отец»
«Эдип-царь»
«Поминальная молитва»
«Прошлым летом в Чулимске»
«Я тебя не знаю больше, милый»
«Не так? Живём, как хочется!»
«Дядя Ваня»
«Завтра была война»
«Дорогая Памела, или как пришить старушку»
«Наш господин Чичиков»
«Последний срок»
«Игрок»
«Волки и овцы»
«Прощание с Матёрой»

Фотоальбом: 

Пресса

Мало сказать о Наталии Королевой, что она ведущая актриса Иркутского академического драматического театра им. Н.П.Охлопкова, мало сказать и то, что она Народная артистка РФ и обладательница премии...
24.11.2012
Иркутский академический театр им. Н.П. Охлопкова поздравляет с днем рождения народную артистку России Наталию Королёву.Наталия Королёва — актриса удивительной энергии и силы. С первых секунд...
05.04.2017
Народную артистку России иркутяне будут знать не только по ролям в иркутском драмтеатре. В Приангарье издание книг - дело привычное: здесь есть и кому писать, и о ком. Новые произведения не проходят...
31.03.2017