Будь в курсе
событий театра

«Театр — это часть нашей кровеносной системы…» (Аргументы недели)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Размышлениями актрисы Наталии Королёвой о жизни на сцене и служении театру наполнена книга, которую в иркутской «драме» презентовали 5 апреля.
 

Кни­га «Pro РОЛЬ» вы­шла про лю­бовь, за­ме­ча­ют те, кому уже по­счаст­ли­ви­лось по­ли­стать ее стра­ни­цы и вслу­шать­ся в бе­реж­но от­пе­ча­тан­ные на бу­ма­ге мыс­ли неза­бы­ва­е­мой ак­три­сы ир­кут­ско­го драм­те­ат­ра На­та­лии Ко­ро­лё­вой. «Она дей­стви­тель­но всей ду­шой лю­би­ла про­фес­сию, те­атр, род­ной край, лю­дей, ко­то­рые ее окру­жа­ли», — со­глас­на и ав­тор кни­ги Оль­га Со­бо­ле­ва, ко­то­рой по­счаст­ли­ви­лось осе­нью 2023-го, за неде­лю до ухо­да ар­тист­ки, про­ве­сти с ней несколь­ко ча­сов за уди­ви­тель­но на­пол­нен­ной бе­се­дой. В этом году 5 ап­ре­ля На­та­лии Ко­ро­лё­вой ис­пол­ни­лось бы 76 лет. В па­мят­ный день на Ка­мер­ной сцене драм­те­ат­ра парт­не­ры по спек­так­лям, дру­зья и по­чи­та­те­ли та­лан­та На­та­лии Ва­си­льев­ны со­бра­лись, что­бы вспом­нить ее и ее роли. Го­во­рят, раз­мыш­ле­ния рас­пу­тин­ских ге­ро­инь во мно­гом ока­за­лись со­звуч­ны мыс­лям са­мой Ко­ро­лё­вой. Со­кро­вен­ные. На­сто­я­щие. Че­ло­веч­ные.
 

За годы служения театру талант Наталии Королевой не раз был отмечен наградами и званиями — заслуженная и народная артистка Российской Федерации, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», почетный гражданин Иркутской области… И прибавьте к ним безграничную любовь, искреннее признание зрителей. Постановки, где Наталья Васильевна тонко, без фальши раскрывала характеры своих героинь, хотелось смотреть и пересматривать. Ее отношение к ролям, к театру, к товарищам по цеху — несомненно, достойнейший образец для поколения молодых актеров. И большая удача, что удалось сохранить, транслировать его в книге.
 

«Pro РОЛЬ» — это не биография, подчеркивает автор книги. Биографический материал ранее прекрасно изложила театровед Светлана Жартун. Ольга Соболева же переложила на бумагу монолог самой Наталии Королевой, пронизанный самыми теплыми чувствами к сценическому искусству, к миру театра, которому она беззаветно себя посвятила. В основе книги — фотоархивы Анатолия Бызова и последнее большое интервью актрисы, записанное в сентябре прошлого года, за семь дней до момента, когда ее не стало.
 

«25 сентября мы встретились, а 3 октября она ушла, — вспоминает Ольга Соболева. — Короткий срок. Но у ирландцев есть пословица «Когда Бог создавал время, он создал его достаточно». После той встречи с Наталией Королёвой у меня на диктофоне осталось почти 4 часа нашей беседы. Счастье, что такое интервью состоялось, и оно было достаточно объемное. Даже не в смысле продолжительности. Мы поговорили об очень разных вещах, что дало возможность сделать книгу. Наталия Васильевна своим творчеством подсказала, о чем написать, в книге. О театре. О том, что он нам даёт, и зачем мы приходим в него. А с названием «Pro РОЛЬ» мне помог мой любимый Юрий Левитанский, у которого в стихотворении «Всё проходит в этом мире…» есть точные строки «Дважды роли не играют, только раз играют роль».
 

Ольга Соболева рассказала, что хотела, чтобы книга раскрывала не только актрису Наталию Королеву, но и родной актрисе Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова, ведь зрителю интересно прочувствовать постановки, атмосферу не только из зала, но и через закулисье, через призму актерских переживаний и взаимоотношений.
 

«Хотелось поговорить, в принципе, о каких-то законах, которые держат театральное искусство, нашу русскую традицию театрального искусства, потому что, конечно, Наталья Васильевна была представителем и уважительно относилась именно к традиции русской актерской школы, — отметила Ольга Соболева. — Замечательная актриса отдала охлопковскому театру 30 лет своей жизни. Исполняла разные роли. И, знаете, актер по своей судьбе очень зависит от обстоятельств, от выбора репертуара, от режиссера. Так совпало, что самые яркие работы Наталии Королевой были связаны с сибирскими авторами. Мне она навсегда запомнилась оригинальным прочтением роли в постановке «Прошлым летом в Чулимске». И, конечно, в распутинских спектаклях талант Королёвой также проявился в полной мере».
 

Анна в «Последнем сроке», поставленном по повести Валентина Распутина на камерной сцене Иркутского драмтеатра, стала вершиной творческого пути Наталии Королевой, единодушны театральная публика и коллеги. Именно на камерной площадке, в исповедальной близости к адресатам, актриса сыграла плеяду ярких, глубоких, сокровенных ролей. Охлопковцы вспоминают, что после реконструкции, когда появилась эта площадка, она вызвала у Наталии Васильевны большой интерес. А ведь это очень непросто — выстраивать доверительный контакт со зрителем, когда он находится от тебя на расстоянии вытянутой руки.
 

«Космическая мера нравственности, которую Распутин вложил в простую русскую старуху Анну, попадала в зрительный зал через энергию Наталии Васильевны, — с волнением говорила на встрече-воспоминании заслуженная актриса РФ Елена Мазуренко. — Есть люди, которые смотрели «Последний срок» и признавались, что этот спектакль изменил их жизнь, так же, как роль Анны, подаренная судьбой, изменила жизнь актрисы». Елена Мазуренко высоко оценила и книгу «Pro РОЛЬ». Заметила, что создана она с большой любовью и огромным уважением к её героине: «У книги тихая, трогательная, честная интонация. И ещё в ней сквозит тонкая связующая нить между поколениями, между теми, кто ушёл, и кто остаётся. Очень важно, чтобы эта ниточка никогда не обрывалась».
 

Партнеры по сцене не раз подчеркнули, что для Наталии Васильевны театр был не производством, а местом, где вершатся чудеса. И с ней такое чудо произошло. И это чудо действительно оставляет неизгладимые, незабываемые впечатления.
 

«Наталии Васильевны нет с нами полгода, но её присутствие ощущается во всём театре, — признаются охлопковцы. — Кажется, вот сейчас она появится и скажет своё мудрое слово. Или в безмолвном сосредоточении пройдёт за кулисы готовиться к выходу на сцену…»
 

И Камерная сцена Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова теперь навсегда носит имя народной артистки РФ. Она всей душой любила эту сцену, театр. И театр со зрителями отвечали актрисе взаимностью.
 

Справка

Наталия Васильевна Королёва

 

В Иркутск Наталия Королёва приехала в 1983 году, уже будучи яркой и интересной актрисой. Она успела после окончания свердловского театрального училища поработать в свердловском ТЮЗе, а также в Новочеркасске, Архангельске. Однако именно в Иркутске, она окончательно сложилась как большой художник, мастер, как яркая звезда. Именно с этой сценой и этим городом она срослась неразрывно, кровно.
 

Не удивительно, что всё чаще в этапных для театра спектаклях ей поручались роли центральные, в значительной мере определяющие смысл целого. В них проявлялось умение играть разный возраст и различные характеры, равно успешно солировать на сцене и «аккомпанировать» партнёрам, быть красавицей или прятать красоту в интересах спектакля. В ее списке — десятки спектаклей и неповторимых характеров. Все героини Наталии Королевой — женщины разных судеб, стран, возраста, вероисповедания, но все они имели один общий, крепкий и неистребимый корень, в основе которого милосердие и доброта, все они умеют любить. И чем больше были наделены героини этим сильным чувством, тем они были дороже актрисе.
 

Наталия Васильевна успешно сочетала актёрский труд с преподаванием. Ученики её первого выпуска в Иркутском театральном училище стали теперь её партнёрами по сцене, так же, как и выпускники Театрального института им. Бориса Щукина (их обучали при театре им. Н. П. Охлопкова в 2010–2014 году).
 

Среди многочисленных наград актрисы — диплом лауреата Международного театрального фестиваля «Золотой витязь»: за исполнение роли Анны в спектакле «Последний срок» Наталии Васильевне был вручен диплом «За лучшую женскую роль». На Тамбовском региональном театральном фестивале имени Н. Х. Рыбакова актрису также отметили за роль в «Последнем сроке», у нее главная награда фестиваля — премия «Актриса России». Анна признана лучшей актёрской работой и на Международном фестивале театра и кино «В кругу семьи».
 

Наталии Королёвой вручили специальный диплом в номинации «За служение театру России» на федеральном фестивале «Театральный Олимп». Премию губернатора Иркутской области она получила за достижения в области культуры и искусства — за создание спектакля «Прощание с Матёрой» по одноимённой повести Валентина Распутина.
 

В 2023 году Наталия Королёва стала лауреатом Российской национальной премии «Золотая маска» — отмечена наградой «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».
 

Ушла из жизни 3 октября 2023 года на 76-м году жизни.
 

Прямая речь
 

«Примеры настоящего»
 

«Мои героини что-то отложили во мне такое человеческое… как бы отпечаток сделали — что надо бы вот так, туда стремиться. Это какие-то примеры настоящего», — говорила Наталия Королева о своих ролях в постановках по Валентину Распутину. А какой актрису запомнили те, кто знал ее близко — на сцене и в домашней обстановке?
 

Степан Догадин, заслуженный артист РФ

«Мне очень понравилась в одном мультфильме фраза: «Сердечность наших связей на земле даёт желание продолжить жизнь и после смерти». Я думаю, что новая книга наряду со спектаклями, снятыми с участием Наталии Васильевны, — залог бессмертия актрисы. Наталия Васильевна очень серьёзно относилась к театру. Перед спектаклем была сосредоточена, немногословна. Искала тишины и уединения. Но после спектакля я видел совсем другого человека. «Последний срок» мы играли пятнадцать лет. Показывали его на родине Распутина в селе Аталанка, возили за границу. Для меня глубокие слова Распутина теперь всегда звучат с интонацией Королёвой. Когда её героиня говорила о смерти и жизни. Это остаётся в памяти. Я воспринимал этот спектакль как прикосновение к чистому роднику. Сыграл его — и на душе стало лучше».
 

Наталья Плинт, друг семьи актрисы

«Когда я вдумчиво читала книгу, у меня было ощущение, что я вижу Наталию Васильевну, слышу ее голос. Она сидит за своим любимым делом — вышивает. Ниточка, катушечка, петелька, крючочек… Размышляет, рассказывает о жизни, о театре. Делится своими глубинными мыслями. Очень деликатно автор и фотограф раскрывают какие-то моменты, состояние актрисы. В результате «всё шелками вышито, судьбы ее, простое полотно». Эта книга — судьбы ее простое полотно.
 

Я бы на обложке в подстрочнике еще добавила: «Про любовь». К театру, к партнерам, к зрителям, к таким авторам как Розов, Абрамов, Распутин. Про любовь к Станиславскому, который открыл актрисе русский психологический театр. И она была верна ему до самых последних вздохов. Про любовь к совей семье и к родной земле. Она была очень русская. Она была очень преданной России, человеком, который болеет за судьбу своей Родины. У нее была гражданская позиция, свои взгляды и нравственные принципы. И мы в общем-то, видели их в образах, которые она создавала на сцене.
 

Я надеюсь, я уверена, что человек, который возьмет в руки книгу, в полной мере почувствует эту любовь, многогранную любовь во всей полноте».

 

Фото: 
Анатолий Бызов, Анастасия Токарская
Автор: 
Ольга Брайт
10.04.2024