Будь в курсе
событий театра

«Про нас — про людей» (Аргументы недели)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

«Это всё близ­ко, это всё ря­дом. Про нас, про лю­дей… Но де­ре­вен­ские люди, что инте­рес­но, с осо­бой си­лой всё пе­ре­жи­ва­ют. Если стра­да­ют, то по пол­ной. Если радуют­ся, то тоже ото всей души. У них как буд­то сред­не­го пе­ре­жи­ва­ния и нет. Они пол­ные, на сто про­цен­тов» — ха­рак­те­ри­зу­ет ак­три­са ир­кут­ско­го драм­те­ат­ра Екатери­на Финк ге­ро­ев но­вой по­ста­нов­ки «Дом». Пре­мье­ра спек­так­ля на охлопковской ка­мерной сцене со­сто­я­лась в рам­ках вто­ро­го фе­сти­ва­ля име­ни Валенти­на Рас­пу­ти­на. Мы по­гру­зи­лись в фе­сти­валь­ную ат­мо­сфе­ру — и как зри­те­ли, и как го­сти по-про­сто­му уют­ных ве­че­ров «на за­ва­лин­ке», с са­лом и де­ре­вен­ской карто­шеч­кой…
 

Для фестивальной программы организаторы-иркутяне постарались отобрать из многочисленных заявок со всей России театральные истории, где всё так же — по-человечески, по-распутински, в духе мастеров деревенской прозы. С душой. На совесть. Ведь сегодня как никогда важно и как всегда непросто сохранить живую энергию, отличающую нас, людей, от бесчувственных машин и беспощадных зверей. Не заглушать в себе ту силу, которая выступает самым строгим судьей наших собственных поступков.
 

Второй Всероссийский театральный фестиваль им. Валентина Распутина открылся на площадке Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова в день рождения Валентина Григорьевича, 15 марта ему исполнилось бы 87 лет. А его творчество до сих пор живет и отзывается в сердцах разных поколений.
 

«Охлопковцы» не устают повторять мудрые мысли сибирского писателя «У кого нет памяти, у того нет жизни» и, следуют завету — укрепляют память о творчестве Распутина и целой плеяды талантливых писателей— «деревенщиков».
 

В этом году на фестивале в течение недели свои спектакли представили 11 театральных коллективов. Зрителю были показаны 13 постановок. Одну из них транслировали в прямом эфире региональной телекомпании «АИСТ» и запись теперь доступна в интернете. Так что любой желающий может найти ее в сети и вернуться в первый день распутинского фестиваля, когда артисты «Театра для детей и молодёжи» из Кемерово показали постановку «Фотография, на которой меня нет» по произведению Виктора Астафьева.
 

Возвращение домой

А Иркутский драмтеатр, который традиционно силен в деревенской теме, представил «Дом» по произведениям Фёдора Абрамова. Перекликается он по смыслам с Распутиным, подметившим когда-то: «Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома». О доме, связи поколений и равновесии в душах упомянул, комментируя фестивальные события, и директор Иркутского драматического театра Анатолий Стрельцов.
 

Очень символичен тот факт, что «Дом» сыграли в декорациях «Последнего срока», и таким образом истории двух писателей, размышляющих о близком, еще больше переплелись.
 

Надо сказать, что настроение «деревенщиков» удивительным образом прочувствовали и отыграли актеры молодого поколения, воплотившие в «Доме» несколько ярких характеров, далеко не второстепенных. Второстепенного здесь и нет, и всё вместе — свет, детали крестьянского быта, палитра эмоций в голосе актеров — держит внимание зрителя с первой сцены и до финала. Тот случай, когда зал вместе с героями на сцене искренне смеется и плачет. Причем плачет не скупой слезой, а тоже всей душой, возможно, проводя параллели со своими личными переживаниями, ведь в судьбе каждого есть свои встречи, прощания и минуты, когда мечтается вернуться к родителям, к корням… Домой.
 

«Трогательный Андрей Винокуров безыскусен и правдив в образе последнего старика деревни Павла Васильевича. Актриса Зоя Соловьева сильна в роли Поли-пьяницы. Эффектная во всех проявлениях актриса Наталья Родина создала образ русской сильной матери, — обещали создатели «Дома», так и вышло. И правда тянет присесть рядом с артистами за деревянный стол, побеседовать с ними за чашкой чая, затянуть лихие частушки или спеть песню у самовара. Строки о «деревеньке моей» точно подпевали — мы и свидетели, и участники действа.
 

Распутинский фестиваль — событие, стирающее грань между зрителем и актерами. Тем более, что, кроме спектаклей, в программе масса других мероприятий, открывающих возможности для живого общения с создателями театральных постановок, хранителями музейной памяти, литераторами и критиками.
 

«Распутин — наше всё»

Впервые состоялись «Распутинские чтения». Чтобы провести лекции о творчестве писателей-деревенщиков в Иркутск пригласили руководителей и научных сотрудников музеев Астафьева, Абрамова, Шукшина и Василия Белова, Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля. А столица Приангарья со своей стороны организовала встречу в музее Валентина Распутина, где выставлена новая экспозиция, посвященная народной артистке России Наталии Королёвой. Она создавала на иркутской сцене бесподобные образы «распутинских старух» в легендарных спектаклях «Последний срок» и «Прощание с Матёрой». Сам Валентин Григорьевич высоко ценил талантливую работу охлопковской примы, считал её лучшим воплощением своей материнской темы, своего духовного завещания. Директор Иркутского краеведческого музея Сергей Ступин высказал надежду, что с каждым годом связи распутинского музея и распутинского фестиваля будут крепнуть, так как и задачи общие — сберечь то самое, что в контексте региона и есть «наше всё».
 

«Наше ВСЁ в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» — именно так назвала свою лекцию для фестивальной программы кандидат филологических наук Иркутского госуниверситета Ольга Юрьева. Она, говоря об исключительном таланте писателя, подчеркнула, что Распутину удивительным образом удалось в своём авторском стиле гармонично соединить богатства литературного языка с колоритностью, самобытностью и красочностью народной речи. Лектор отметила погружённость Распутина в русский мир, во внутренний мир сибиряка, в то, что исследователи называют «сибирским текстом» в русской литературе. «Валентин Григорьевич живёт в этих глубинах. И открывает нам глубины нашего собственного духа… Не могу говорить о нём в прошедшем времени, — призналась Ольга Юрьева. Для меня писатели, мыслители такого уровня, как Распутин, живы. Их голоса продолжают звучать…»
 

Объяснила лектор и центральный конфликт великой повести «Прощание с Матёрой» и вообще в творчестве так называемой «деревенской прозы». Получается, что это не буквально понятое вытеснение городом деревни, а «апокалиптическая схватка между Культурой и Прогрессом» в эпоху, когда стремительно разворачивается техническая модернизация, в погоне за новациями, агрессивно и бестрепетно растрачивается бесценное — человеческое и духовное.
 

«Вот почему так дорого и ценно сегодня наследие таких авторов, как Распутин и его друзья-единомышленники», — говорят организаторы фестиваля. И искренне радует, вселяет надежду на сохранение и возрождение, живой интерес публики к спектаклям и событиям театрального форума.
 

Характеры, «подпитанные» родной землей

Да, есть зритель, предпочитающий ходить на комедии и другие «расслабляющие постановки». Об этом с долей сожаления упомянула Анна Максакова, актриса Астраханского театра юного зрителя, который представил в Иркутске свою версию «Прощания с Матёрой». «Отрадно, что у нас в репертуаре есть такой серьёзный материал, что мы задумываемся о важных ценностях, — прокомментировала астраханская участница фестиваля. — В Иркутске мы ощутили, что публика настроена на духовность, человечность. В театр ваш заходишь — и сразу веет любовью к этому освящённому месту. Всё продумано. Вы живёте в таком замечательном городе, на родине ярких талантов, видно, что это вас подпитывает».
 

Впрочем, писателей-деревенщиков «подпитывала» не только иркутская земля. И во время фестиваля у публики была возможность ближе познакомиться с творчеством нескольких классиков этого направления, в том числе с Алтая и Пинеги. Так, слушатели лекций погрузились в творческий мир Василия Шукшина и Фёдора Абрамова. Директор Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина в Сростках Марина Торопчина выступила с рассказом о жизни и творчестве автора «Калины красной». А старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф. А. Абрамова в селе Веркола Архангельской области Нина Никифорова прочла сообщение «Будить в человеке Человека. Творческое кредо Фёдора Абрамова». Также в театре состоялась увлекательная лекция от Александра Черепанова — заведующего Литературным музеем им. В. П. Астафьева на тему «Окопная правда рядового Астафьева».
 

Теплые встречи на «завалинке»

Наряду с просветительской программой, охлопковцы и на этом фестивале продолжили традицию тематических вечерних посиделок «На завалинке», где в доброй атмосфере можно не только разговоры задушевные разговаривать, но и песни петь, да отведать блюда, сошедшие со страниц повестей и рассказов. Атмосфера располагает к воспоминаниям, и гости «завалинки» охотно делятся своими историями.
 

Так, народный артист и режиссер Московского драматического театра «Сфера» Александр Коршунов рассказал, что когда-то в Иркутск его в первый раз пригласил сам Распутин.
 

«Для меня встреча с Распутиным — подарок судьбы, — вспомнил столичный гость моменты незабываемых встреч и знакомства с писателем. — Благодаря Валентину Григорьевичу мы попали в Иркутск. Распутин посмотрел наш спектакль в Москве, зашёл за кулисы, сказал добрые слова и позвал нас на вампиловский фестиваль. В 2007 году мы впервые приехали в этот замечательный город с постановкой «Бедность не порок» Александра Островского. А первая встреча с Валентином Григорьевичем случилась, когда я работал в Новом драматическом театре, и там ставили спектакль по его рассказу «Рудольфио». Пригласили Валентина Григорьевича, он приехал и посмотрел этот спектакль. После мы беседовали с ним. Он сказал, что любит этот рассказ, что он получился абсолютно искренним».
 

Искренним. Распутин это очень ценил, и охлопковцам это тоже передалось. Потому неудивительно, что дружба Иркутского драмтеатра и театра «Сфера» с годами не остывала. Коллектив под руководством Александра Коршунова дважды был участником вампиловского фестиваля и вот приехал на распутинский. В нынешнем году привезли спектакль «Затейник» по пьесе Виктора Розова, где любовь всё же берет верх над страхом и жизненными перипетиями.
 

Несомненно, наполнен распутинский фестиваль истинными эмоциями — простыми и глубокими одновременно. Заставляет задуматься. Пропустили в этом году? Следите за афишами. Впереди на площадке иркутской драмы обязательно будут новые встречи, которые становятся отправной точкой для размышлений о добром, вечном, человечном…
 

Прямая речь

Алек­сандр Че­ре­па­нов, за­ве­ду­ю­щий Ли­те­ра­тур­ным му­зе­ем им. В. П. Аста­фье­ва:
 

— Ва­лен­тин Гри­го­рье­вич Рас­пу­тин для меня — ве­ли­кий рус­ский пи­са­тель, ко­то­рый про­дол­жа­ет ве­ли­кую гу­ма­ни­сти­че­скую тра­ди­цию рус­ской куль­ту­ры. Это яр­чай­шая звез­да си­бир­ско­го ли­те­ра­тур­но­го небо­скло­на, вер­ши­на ир­кут­ской ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ции, пи­са­тель с ми­ро­вым име­нем.
 

У нас есть про­ект в рам­ках Крас­но­яр­ско­го кра­е­во­го му­зея в со­труд­ни­че­стве с Ал­тай­ским кра­е­вым и Ир­кут­ским об­ласт­ным му­зе­ем. Этот про­ект на­зы­ва­ет­ся «Си­бир­ский ли­те­ра­тур­ный тре­уголь­ник», где мы со­еди­ня­ем Аста­фье­ва, Шук­ши­на и Рас­пу­ти­на. Срост­ки, Ов­сян­ку и Ир­кутск. Для меня каж­дый из этих ма­сте­ров — от­ра­же­ние сво­ей зем­ли. Рас­пу­тин — как Ан­га­ра и Бай­кал. Кри­сталь­но чи­стый че­ло­век. Че­ло­век, ко­то­рый был глу­бо­ко по­гру­жён в себя. Че­ло­век, ко­то­рый в этой глу­бине за­тро­нул две темы — тему че­ло­ве­че­ско­го стра­да­ния и жен­ской судь­бы. Его ге­ро­и­ни про­хо­дят че­рез тра­ги­че­ские ис­пы­та­ния и от это­го ста­но­вят­ся луч­ше и свет­лей.
 

Сер­гей За­ку­тин, ак­тёр и ре­жис­сёр Во­ло­год­ско­го го­су­дар­ствен­но­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра:
 

— В про­из­ве­де­ни­ях Рас­пу­ти­на наши кор­ни, ге­не­ти­че­ский код. Я сам из де­рев­ни. Про­шлым ле­том при­ез­жал в род­ные ме­ста, за­шёл в свой ста­рый дом, и чув­ство та­кое оку­та­ло, как буд­то кры­лья вы­рас­та­ют. Ко­гда при­ка­са­ешь­ся к твор­че­ству Рас­пу­ти­на, то ощу­ща­ешь по­доб­ное… В Во­лог­де шёл мно­го лет на­зад спек­такль «По­след­ний срок». На этот спек­такль хо­ди­ли раз по де­сять. Шло по­сте­пен­ное на­пол­не­ние силь­ным сло­вом.
 

Али­на Ким, сту­дент­ка:
 

— Ва­лен­тин Гри­го­рье­вич для меня — близ­кий серд­цу пи­са­тель… В сво­их про­из­ве­де­ни­ях он от­ра­зил всё, чем жи­вёт че­ло­век. Его ге­рои все­гда сто­ят пе­ред слож­ным нрав­ствен­ным вы­бо­ром. Рас­пу­тин го­во­рит о веч­ных по­ня­ти­ях, та­ких, как доб­ро­та, чест­ность, со­весть и долг.
 

Ан­дрей Ви­но­ку­ров, ар­тист Ир­кут­ско­го ака­де­ми­че­ско­го дра­ма­ти­че­ско­го те­ат­ра им. Н. П. Охлоп­ко­ва:
 

— В про­из­ве­де­нии «Про­ща­ние с Ма­тё­рой» дух отца ста­ру­хи Да­рьи го­во­рит ей: «Ты, Да­рья, мно­го на себя не бери — за­ма­ешь­ся, а возь­ми ты на себя са­мое на­пер­вое: чтоб со­весть иметь и от со­ве­сти не тер­петь». Эти сло­ва опре­де­ля­ют для меня твор­че­ство Рас­пу­ти­на. У это­го уди­ви­тель­но­го ав­то­ра есть ощу­ще­ние ого­лён­но­го нер­ва прав­ды. Чи­тать Рас­пу­ти­на — то же са­мое, что со­гла­шать­ся на опе­ра­цию. По­сле опе­ра­ции че­ло­век ста­но­вит­ся дру­гим, его со­сто­я­ние ста­би­ли­зи­ру­ет­ся. Ва­лен­тин Гри­го­рье­вич сво­им твор­че­ством, как скаль­пе­лем, про­ни­ка­ет в са­мые по­та­ён­ные угол­ки души, о ко­то­рых че­ло­век и не по­до­зре­ва­ет. 

 

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Ольга Брайт
03.04.2024