Будь в курсе
событий театра

Исследование женской души от Алексея Песегова

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Леди Макбет. Лесков

История, рассказанная в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» известна как одна из самых «кровавых» историй в русской литературе. Наверное, почти каждый хоть раз в жизни читал об этих драматических событиях, хоть раз слышал это яркое, запоминающееся название, отправляющее нас в российскую глубинку – уездный город Мценск, в котором шекспировская трагедия невероятным образом соединяется с судьбой русской женщины, купчихи Катерины Измайловой. 
 

Сам Лесков называл свою повесть историей мрачной, в строгих тонах выдержанным этюдом о сильном и страстном женском характере. И задумывалась она, как начало цикла о характерах русских женщин. За «Леди Макбет» (купчиха) должны были последовать «Грациэлла» (дворянка), «Майорша Поливодова» (старосветская помещица), «Февронья Роховна» (крестьянская раскольница) и «Бабушка Блошка» (повитуха). Но замысел автора не был реализован. Очерк (как определил жанр сам автор) был написан в 1864 году и впервые опубликован в январе 1965 года в журнале «Эпоха».
 

За почти 150-летнюю историю, образ Катерины Измайловой много раз становился предметом исследований и волновал не одно поколение режиссеров, композиторов, критиков, и, конечно же, читателей. В роли  Катерины Львовны в театре и кино представали Галина Вишневская, Наталья Гундарева, Наталья Андрейченко, а к самому литературному произведению, стоящему особняком на книжных полках, сложилось отношение как к чему-то пугающему, но очень притягательному.
 

Давайте посмотрим на эту историю с другой стороны. Характер (от греч. character – черта, признак, примета, особенность)  в философии: особенность поведения человека, проявляющаяся в его манерах, поступках и складе ума; в драматургии и литературе: образ действующего лица, один из способов воплощения типического. Типическое (от греч. τύπος – образец) – наиболее вероятное, нормальное, образцовое для данной конкретной системы; в этом смысле говорят о типичных для данной эпохи и нации людях, событиях, идеях и т.п.
 

То есть, Лесков задумывал Катерину Измайлову как одну из ярчайших представительниц своей эпохи, но обладающую группой черт, присущих многим его современницам? Неужели во многих женщинах он видел это нечто роковое, присущее своей героине? И изменилось ли что-то с тех пор?
 

Еще один парадокс, Алексей Песегов, заслуженный деятель искусств России, режиссер, художественный руководитель Минусинского драмтеатра, приглашенный поставить это произведение на сцене Иркутского академического, задумал поставить свою историю о «Леди Макбет» около 25 лет назад. Через пятнадцать лет его идея осуществилась на сцене Минусинского драматического театра. Спектакль «Наваждение Катерины» объездил множество театральных фестивалей и выдвигался в нескольких номинациях на премию «Золотая Маска». И вот, теперь, спустя 10 лет, Алексей Песегов вновь работает над этим произведением. Так что же такое скрыто в этой женщине, в этом характере (кстати, написанном мужчиной!), что так стремятся многие разгадать? Какую тайну скрывает Катерина Измайлова? Чем она так притягивает?
 

Катерина Измайлова. Песегов
 

Когда начались репетиции спектакля (еще в декабре), мы встретились с Алексеем Алексеевичем, чтобы найти ответы хотя бы на некоторые вопросы.
 

Напомним сюжет: купеческая жена Катерина Измайлова влюбляется в молодого красивого приказчика Сергея. Такое любовное увлечение постепенно переходит в страсть, всё сметающую на своем пути. Катерина готова пойти на любое преступление, только чтобы быть рядом с Сергеем. Любовники избавляются от родственников Катерины (свекра, мужа и малолетнего племянника). Убийства оказываются раскрытыми, и Катерину с Сергеем ждет каторга. Тем временем Сергей теряет интерес к теперь уже каторжанке Катерине и увлекается другой узницей. Катерина погибает вместе с соперницей в холодных водах реки.
 

- Почему Вы решили вернуться к этой постановке и почему выбрали Иркутск?
 

- Поставить «Наваждение Катерины» в Иркутске мне предложил Анатолий Андреевич (Стрельцов – директор Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова). Он мог видеть его в Омске на фестивале, когда спектакль получил Гран-при.
 

- Почему Вы поменяли название: у Лескова очерк называется «Леди Макбет Мценского уезда»,  у Вас – «Наваждение Катерины». С чем это связано?
 

- Мне бы хотелось, чтобы эта история не случалась реально, а происходила в воображении героини. Пусть это будет мой «каприз», как автора инсценировки. Прежде всего, я рассматриваю этот спектакль как «предупреждение».
 

- Кто такая для Вас Катерина Измайлова?
 

- «Есть женщины в русских селеньях» (улыбается)… В первую очередь – русский характер. Женщина вообще – глубочайшая тайна, и что у нее внутри – очень трудно прочесть. Как бы мужчины не относились, говоря, что женщины примитивны и прочее… Это довольно пошлое изречение – что все женщины одинаковые. Мне история Катерины нравится тем, что это неизведанная глубина женского бытия, женского сознания.
 

- Вы – мужчина, и пытаетесь исследовать женскую душу…
 

- Я про мужиков все знаю! Конечно, узнавать и исследовать женскую душу мне намного интереснее.
 

- И получается?
 

- Я не могу сказать, что я все понял. Если бы я всё и про всех понял – я был бы Богом. А я режиссер, который просто занимается своим делом, исследуя человеческую душу, женскую и мужскую…
 

- В Вашей жизни такие женщины, как Катерина, встречались?
 

- Такие, нет. Господь миловал. Хотя, наверное, такие есть… Катерина могла прожить всю жизнь и умереть в глубокой старости, если бы не случай, который спровоцировал у нее такие сильные чувства. И это значит, что эти чувства были у нее где-то в глубине. Со стороны Сергея была провокация, готова была она внутренне к такой провокации или нет – это уже вопрос к женщине. И если все, что происходило потом случилось, все-таки, думаю, что готова… Хотя, с другой стороны, она человек действительно набожный, венчанный… Так и осталось это все тайной и загадкой! Мы только в финале понимаем, что с ней происходит… Это все происходит в фантазиях, и у нее есть возможность «вернуться» и сделать выбор.
 

- По-моему, христианская религия утверждает, что расплачиваться придется даже за грехи, которые совершаются в мыслях. Как Вы к этому относитесь?
 

- Пугает, что даже в мыслях не согреши… Но нам тогда ничего не остается. А в силу профессии? К тому же профессия заставляет создавать такие спектакли. Человека вообще нельзя лишать фантазии, иначе мы бы до сих пор с сохой сидели. Катерине я даю возможность не совершить  эти страшные поступки. Еще раз повторяю, это спектакль – предупреждение.
 

- А какое предупреждение получит мужчина?
 

- Не провоцировать женщину просто так, ради самой провокации. Думаю, что Сергей не испытывает никаких чувств к Катерине. Это нормально. Он – мужчина ходок, ловелас. Такие бывают.
 

- Должна ли артистка, исполняющая роль главной героини, обладать определенным жизненный багажом?
 

- Думаю, что не обязательно. Так как все это происходит в воображении – достаточно иметь богатое воображение. Раньше всегда Катерину Измайлову играли актрисы с большим сценическим и жизненным опытом. На мой взгляд, чем моложе будет артистка, тем будет гораздо острее. Когда жизнь уже прожита, очень трудно возбудить такие острые чувства, там уже что-то притупляется. Хотя, женщина – это тайна, она может и в 50 лет такое совершить… Для меня же, чем моложе актриса тем лучше, чем моложе актер, тем лучше. Чем раньше мы предупредим молодых людей, об осторожном и бережном отношении друг к другу,  тем лучше.
 

- Пока не состоялась премьера, что-то можете сказать о наших артистах?
 

Весь спектакль построен вокруг героя и героини. Я целенаправленно отсматривал спектакли, в которых заняты иркутские артисты. Дело было, прежде всего, не во внешних данных, мне нужно было очень подвижное актерское нутро. Это должна была быть определенная актерская органика. То, что я увидел в Насте Пушилиной – мне очень импонирует. На мой взгляд, она очень талантливая. Самое важное, что она пока не научилась врать со сцены. Очень хорошее качество, что она проживает роль, через себя все пропускает.
 

- Это не опасно?
 

- В эти годы - нет. Пять лет такой плотной сценической работы, а потом она уйдет на технику, потом набираются штампы – нормальная актерская судьба. Пропускать через себя всю жизнь нельзя, она может сгореть как актриса.
 

- Что Вам дает энергию для работы, вдохновение?
 

- Я не совсем понимаю этот вопрос? Я выбрал для себя профессию режиссера. Вдохновение – вещь капризная – сегодня есть, завтра нет. Важно владение профессией. А что такое вдохновение? Интуиция – дар Божий. Сначала доверяешь интуиции: чувствуешь – не чувствуешь, видишь – не видишь, а потом все остальное. Остальное – это как раз ремесло. Если ты читаешь произведение и ты его чувствуешь, ты его видишь, ты знаешь, как его сделать… Я никогда не ставлю не свой материал. Мне в жизни в этом отношении повезло – я могу выбирать. Я никогда не был «очередным режиссером».
 

- Для какой аудитории этот спектакль?
 

- Думаю, для совершеннолетних, от 18 и выше. От того момента, как люди могу вступить в брак и до… Но, в первую очередь, для молодых. Ведь когда человек смотрит, он думает – смог бы он так поступить, или не смог, смогло бы такое с ним случиться, или не смогло.
 

- Что для Вас любовь?
 

- Вы еще спросите, что такое счастье! (улыбается) Любовь, скорее всего, доброта. Думаю, еще никто не сумел ответить на этот вопрос. Я же не буду говорить, что это химическая реакция…  Любовь сама по себе штука банальная, мы уже «затаскали» это слово. В моей жизни, я понял, что я люблю этого человека, это когда я был готов отдать за него жизнь, не задумываясь, и в любой ситуации умереть вместе с ним. В эту секунду я понял, что влюблен. А философствовать на эту тему можно сутками.
 

- Катерина же готова отдать жизнь за Сергея, но она при этом лишает жизни других, которые по ее мнению, им мешают…
 

- Любовь возбуждает добрые чувства, а у Катерины все-таки страсть, причем, слепая страсть, одержимость. Человек не понимает, что он творит зло другим, только ради того, чтобы быть с Сергеем рядом. Это ревность, вершина эгоизма.
 

- Решение спектакля будет в большей мере классическим? В джинсах герои не ходят, рэп не читают…
 

- Джинсов нет. Я бы сказал, что в оформлении используются не совсем реалистические декорации, а существует некая условная среда, которая может быть разным местом действия:  тюрьмой, паромом, домом и прочим.
 

- Кто для Вас главный критик?
 

- В первую очередь – я сам. И, конечно же, зритель!
 

- Ваши пожелания иркутянам.
 

- Излучайте доброту. Доброта и есть любовь. Скорее всего, не красота, а доброта спасет мир.

 

Справка:

Алексей Алексеевич Песегов, режиссер, заслуженный деятель искусств России,  художественный руководитель Минусинского драматического театра.

Российские и зарубежные специалисты отмечали довольно редкие в наше время особенности ювелирной режиссуры Алексея Песегова: «Он умеет тонко слышать и точно передавать авторское видение пьесы».

Четыре раза спектакли Песегова участвовали в национальном театральном фестивале «Золотая маска»: «Чайка» (1998), «Циники» (2000), «Наваждение Катерины» (2004), «Черный тополь» (2009) — участник внеконкурсной программы «Маска плюс». «Циники» стали лауреатом этого фестиваля. Спектакли Алексея Песегова — также постоянные участники и неоднократные лауреаты многих других престижных театральных фестивалей, в числе которых «Сибирский транзит», «Реальный театр», «Международный Рождественский фестиваль искусств», «Фестиваль малых городов России», краевая «Театральная весна». Алексей Песегов  формирует театральную среду не только Минусинска и Красноярского края: спектакли в его постановке идут на сценах театров Абакана, Барнаула, Нижнего Тагила, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Красноярска.

Сам режиссер говорит: «Почему я так много классики ставлю? А на чем еще артисту расти? Только на классике! Хорошая современная драматургия встречается, но редко. Поэтому мне близка отечественная классика, я сторонник русского психологического театра».


Фоторепортаж с репетиции и с премьеры спектакля. В роли Катерины артистка Анастасия Пушилина.

Фото Анатолия Бызова

Беседовала Дарья Андреева

 

12.02.2013