Будь в курсе
событий театра

То, что звучит внутри (Мои года)

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Около двадцати лет службы Иркутскому академическому драматическому театру имени Н. П. Охлопкова, на родной сцене сыграно более шестидесяти ролей, собственные творческие проекты, преподавание – все это в багаже сегодняшнего юбиляра – артиста Андрея Винокурова.
 

Во взаимоотношениях публики с артистами всегда остается недосказанность. Рампа разделяет нас, маски персонажей прячут самое сокровенное. В нашем разговоре с Андреем Матвеевичем попробуем приоткрыть секреты творчества.
 

Вкусив восторг и слезы
 

– Артисты говорят, что для работы над ролью необходимо наблюдать жизнь, видеть разные типажи, человеческие характеры, собирать копилочку наблюдений и потом использовать в работе. А роли, которые исполняет артист, влияют на него?

– Конечно, это взаимообразный процесс. Например, работа в «Холстомере» не только для меня расширила профессиональный спектр, но и для всех участников спектакля. Поскольку режиссер Сергей Землянский предложил совершенно особенный способ существования в материале.
 

Хорошая роль, интересный режиссер, приносящая успех премьера прежде всего отражаются на расширении собственных профессиональных возможностей. Не только психофизика «разминается», поднимаешься на новую ступеньку в профессии. Роли учат осмысливать окружающий мир. Размышляя над судьбой персонажа, ты самого себя совершенствуешь, погружаешься вглубь собственной личности. Наверное, одна из черт профессии счастливым образом совпала с моим характером. Мне интересно углубляться в роль, в характер и судьбу человека, которого мне предстоит представить зрителю, искать нюансы и подробности его существования вне зависимости от того, насколько важное место занимает персонаж в пьесе.
 

Исследуя поступки, характер отрицательного персонажа, в себе находишь черты, которые в той или иной степени есть в каждом. Когда выходишь на сцену со своим отрицательным персонажем, как будто просишь прощение… Это как у первых христиан, они же исповедовались перед всем приходом, а не только перед священником, перед всем миром. Выходишь к публике и словно каешься: да, сейчас я рассказываю о пороках персонажа, проживая его жизнь, но я и каюсь в них.
 

– Об этом размышлял в постановке «Моцарт и Сальери», которая, кажется, была первым опытом работы в моноспектакле?

– Изначально не интересовало хрестоматийное противостояние «гения и злодейства». У меня была своя история – взаимоотношения двух творцов. Сальери – фигура самодостаточная, не бездарность, он был популярен в свое время, сделал успешную карьеру. И вдруг гений Моцарта смутил его легкостью, несерьезностью. И чем дальше, тем для Сальери фигура Моцарта становится все более тревожащей его покой. Внутри каждого человека существуют гений и бездарность. И они борются друг с другом. Люди, занимающиеся творчеством, хорошо это понимают и нередко говорят об этом. Как-то Константин Райкин в интервью рассказывал, что артист чувствует, что над ним словно дверца открывается, и тогда все получается, а бывает – захлопнется и хоть головой об стенку бейся – ничего не выходит. Монологи Сальери прописаны так точно и так глубоко, что очевидно, как эта тема волновала Пушкина. Подтверждают это и его черновики – черканые-перечерканные. Это исследование, которое ведет Сальери: «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию…». Это мучительная попытка проникновения в тайну гениальности:
 

«Вкусив восторг и слезы вдохновенья,
Я сжег мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденные,
Пылая, с легким дымом исчезают».
 

«Моцарт и Сальери» – история внутреннего противоборства. Кто в человеке побеждает – творчество или разрушение? Есть у североамериканских индейцев байка на эту тему. В человеке постоянно борются два волка – добрый и злой. Побеждает тот, которого ты кормишь.
 

Проникновение сказки
 

– Кстати, о притчах и сказках. Знаменитая сказочница с ленских берегов Наталья Осиповна Винокурова – среди твоих предков. И сказочная тема тебя не оставляет…

– На родине отца в далекой деревне Чулпаново Верхнеленского района я был всего один раз и еще до того, как познакомился со сказками, которые наговорила в 1915 году Наталья Осиповна, а в 1924 году вышел знаменитый сборник Азадовского «Сказки Верхнеленского края». Я не мог знать говора, отличающего те края. У актеров говорят: не наслышан был. Но когда я взял книгу и начал читать сказки, вдруг этот говор зазвучал внутри меня. Началось проникновение в меня этих удивительных сказок. Долго придумывался и несколько лет назад состоялся спектакль по сказкам на сцене иркутской филармонии. Недавно я сделал спектакль «Кто знает? Пушкин?», в котором вспоминаю о своем детстве. И среди прочих разговоров рассказываю сказку. Я думаю, что делаю так потому, что остро чувствую и понимаю, насколько важен этот материал, и им необходимо поделиться с другими. Знаменитая фраза Льва Николаевича Толстого: «Можешь не писать – не пиши». У Вампилова: «Писать надо о том, отчего не спишь по ночам». Так и было. В мае я подскочил на кровати оттого, что меня разбудили собственные мысли о новом спектакле. И я не смог им противиться.
 

– Спектакль «Кто знает? Пушкин?» летом увидели зрители в отдаленных деревнях и поселках Иркутской области. Как это было?

– Поездка по деревням – составляющая идеи спектакля. Я сразу решил, что отправлюсь по области. Кстати, связано решение с впечатлениями детства. Городской мальчик, лето я проводил у бабушки в деревне. И самые яркие впечатления детства – деревенские. Одно из них – приезд в клуб киномеханика с новым фильмом. Это был настоящий праздник для всех. Какой же праздник получится, если привезти театр? Эта мысль жила во мне очень давно. Хотя я поехал в летнее, для деревни трудное, от зари до зари занятое трудом время, зрители были. Везде по-разному. Но общение, взаимопонимание возникало. И я убеждался, что отправиться на эти гастроли было необходимо, прежде всего, для самого себя.
 

Далекой звездочкой зеленой
 

– Музей В. Г. Распутина уже несколько раз приглашал зрителей на спектакль «Что передать вороне?» по рассказу Распутина. Как родилась эта работа?

– Сначала увлекла тема, поразившая меня у Валентина Григорьевича. Распутин приоткрывает для читателя тайну творчества – рассказывает о том, как рождается литературное произведение. Когда началась работа с текстом, когда я, пытаясь понять некоторые сложные моменты, обращался к философам, для меня прояснялась другая, более значимая тема. За незамысловатым сюжетом проступает не только глубокий разговор о человеке, о том, как любой его поступок, любое слово отзываются. Понять что-то в себе, узнать что-то о себе – один из самых важных интеллектуальных трендов сегодня. Распутин – мыслитель. Поэтому драматургия спектакля строится не по принципу физических событий, а следует за развитием мысли. Зрителям это интересно. Не только у нас в Иркутске, где по-особенному относятся к Распутину. Этим летом в Сростках, на родине Шукшина, спектакль воспринимали с тем же интересом и вдумчивым вниманием.
 

– Театр требует от актера полной отдачи, но у тебя есть еще одно поглощающее направление творчества – желание писать рассказы, стихи.

– Еще в школе, в девятом классе родился первый рассказ. Этот рассказ, единственный из всех, написанных тогда, юношеских, я позднее переделал. В интернете его сейчас можно увидеть – это «Сказка Луны». Попытки выразить чувства, мысли словом – не другое занятие, это продолжение актерской работы. К написанию меня влечет то уникальное свойство, которое есть только у литературы – возможность общаться с собеседником без посредников, напрямую воздействуя на человека. Слово отражается внутри человека, создавая его собственные миры, не нарушая его социального одиночества. Два человека не могут одинаково прочитать одну и ту же книгу.
 

– Подари нашим читателям возможность создать собственный особенный мир.

– Иногда я читаю эти строки, делая вступление к спектаклю «Что передать вороне?»:
 

Только маленьким, забытым огоньком
Над краешком души закабаленной
Горит далекой звездочкой зеленой
Тот край, где губы пахнут молоком.
 

Где цвет зари, где терпкий запах хлеба,
Где мама с коромыслом за водой,
Рука, дающая тебе мизинчик с неба.
Ведь так высок был папа молодой.

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Ольга Соболева
17.10.2023