На Камерной сцене Иркутской драмы день за днем продолжаются репетиции спектакля «Ипохондрик» по пьесе Алексея Писемского. Под руководством приглашенного режиссера народного артиста России Иосифа Фекеты они пытаются разобраться, что такое ипохондрия и чем она опасна для людей нашего поколения.
Вопрос ипохондрии, мнительности и нерешительности мужчин интересовал людей и в XIX веке. Ведь не случайно Писемский посредством художественного осмысления действительности решил обратить взор читателей на эту нарастающую проблему. Но общественность не совсем была готова к подобного рода произведениям. Именно поэтому на пьесу после ее написания в 1851 году был наложен цензурный запрет. Алексей Феофилактович не сдавался и решил пойти на уступки цензурному комитету, переписав некоторые фрагменты произведения. Даже когда в литературных кругах говорили об «Ипохондрике» как о законченном литературном творении, Писемский усиленно продолжал работу вплоть до 1855 года, пока пьеса ждала своего выхода на сцену. По некоторым данным, Писемский даже перед самой премьерой вносил некоторые правки в текст.
В письме Тургеневу 6 августа 1955 года Писемский писал: «"Ипохондрик" мой пропущен – и его начнут ставить к сентябрю. Что-то будет. Хорошего ожидать очень нельзя. По крайней мере, не шлепнулся бы». Премьера «Ипохондрика» состоялась 21 сентября 1855 г. в Михайловском театре Петербурга. Несмотря на положительные отзывы публики, Писемский был не до конца доволен тем, что увидел со сцены, и тем, какой получилась финальная версия пьесы. Тем не менее, спектакль был отыгран 6 раз.
В 1857 году комедию представили на сцене московского Малого театра. В очередном письме Тургеневу, Писемский писал: «"Ипохондрик" мой на днях поставился в Москве и, благодаря игре актеров, имел там успех». Спектакль пришелся по душе публике, получив положительные отзывы критиков и видных литераторов того времени. Так, например, Островский очень высоко оценивал драматургический опыт Писемского. Критик А.В. Дружинин, говоря о литературном таланте Писемского, отмечал: «Чтение "Ипохондрика" есть прогулка с прекраснейшим человеком, во время которой нам попадается навстречу столько знакомых лиц, что одни поклоны занимают собой половину времени и разговор становится почти невозможным». Ему пришелся по душе и стиль Писемского: «В чтении пьеса г. Писемского очень легка; достоинство довольно редкое в нынешних комедиях, и на сцене она будет иметь успех». Единственное, что категорично не нравилось Дружинину – это финал. Но вместе с тем: «Сцены, где бабушка Соломонида Платоновна берет в руки своего мнительного родственника, приказывает его обрить и выстричь, кормит его плотным завтраком и вместе с тем спасает от сутяг и искателей наследства милы как нельзя более».
Споры породила не только сама пьеса, но и главный герой – Николай Михайлович Дурнопечин. В биографической очерке «Алексей Феофилактович Писемский: его жизнь, литературная деятельность и значение его в истории русской письменности» В. Зелинский говорит: «герой этой комедии – человек с сомнительным, слабым и в высшей степени нервным характером, ставится в столкновение с людьми чересчур уже решительными и готовыми на все». Раскрывая не только Дурнопечина, но и других героев истории, Писемский, по мнению другого критика В.П. Острогорского, обнажает их «нравственную несостоятельность и пустоту».
Но с начала 60-х годов интерес к «Ипохондрику» неумолимо пошел на убыль. О нем мало говорили, мало писали. Стал пропадать интерес и к самому Алексею Феофилактовичу. Если посмотреть на репертуары театров XXI века, то вряд ли встретите имя Писемского. И, по мнению режиссера-постановщика Иосифа Фекеты, это совершенно непростительно. Ведь писатель этот уникальный и очень интересный.
– Пьеса «Ипохондрик» – очень современная, – отмечает Иосиф Васильевич. – Помимо того, что она раскрывает характеры людей, которые практически не изменились за века, она еще и говорит об очень важной проблеме – ипохондрии мужского населения. Эмансипация женщин, борьба за свои права в наше время повернулась совершенно другой «стороной медали». Женщины на данный момент являются не только хранительницами домашнего очага. Они становятся главными практически во всех областях жизни человека – они и главы семей, и руководители предприятий, и даже министры. В результате мужчины, как сильные мира сего, теряют свою состоятельность, переходят на второстепенные роли. Мужчина вроде бы является сильным полом, но в то же время становится слабым. Отсюда и затянувшийся инфантилизм, и отсутствие мужской инициативности в действиях. В пьесе «Ипохондрик» Писемский об этом очень ярко и подробно рассказал.
Сможет ли мужчина взять себя в руки и вернуть себе «главную роль» в обществе, как перестать бояться делать первые шаги и брать ответственность не только за самого себя, но и за близких людей – вопросы, которые задают себе на репетициях охлопковцы и на которые пытаются найти ответы. А какие истины откроет спектакль зрителям – узнаем в скором времени.