— Евгений Рафаилович, поделитесь вашими впечатлениями о Вампиловском фестивале.
— До этого года я, к сожалению, о фестивале ничего не знал. Быть может потому, что подобные провинциальные фестивали в Москве очень часто перебивают различные театральные студии. Но мне кажется, что такие фестивали, как Вампиловский, — это самое важное в современном театральном искусстве, так как здесь идет не «ярмарка тщеславия», а ярмарка знакомств. Такие форумы определяют культурное лицо России.
Я и мои коллеги в восторге. Мы до сих пор искренне удивляемся, как его организаторам удаётся сохранять нравы и истинные духовные ценности. Хотелось бы отметить монгольских артистов (они привезли «Старшего сына») как очень честных и порядочных. Я был в Монголии и понимаю, скольких усилий требует там создание театра. А они его сделали, за что их хвалю.
В рамках фестиваля мне удалось пообщаться со многими людьми, профессионалами в театральном деле. Для меня подобное общение важно, так как я, помимо прочего, являюсь еще и профессором государственной театральной школы Гренландии и могу увидеть, в какую сторону стоит развиваться.
— Легко ли было работать над спектаклем?
— Вампилов, как Чехов, для каждого свой. Наш художественный руководитель Виктор Новиков решился на эксперимент: пригласил выдающегося провинциального режиссера Сергея Афанасьева из Новосибирска, для того чтоб он поставил в нашем театре пьесу Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Кстати, именно он научил меня профессионально хромать.
Мы понимали, что если Вампилов нравится и артистам, и режиссеру, то дальше уже ничего можно не обсуждать. Вампилов — предвестник новой театральной культуры, в которой есть такие люди, как братья Трубенковы, Вырыпаев. Это как пост-новая драма.
Репетировать было удивительно легко, но мы все время боялись, что у нас ничего не получится. Даже спустя определенное количество сыгранных спектаклей не могу сказать, что мы достигли полного успеха. Но, когда весь зал Иркутской драмы встал и под аплодисменты кричал «Браво!», мы поняли — это очень дорогого стоит.
Значит, мы попали, может быть, не в «точку» пьесы Вампилова, но мы попали в ту тему, которая сегодня важна и для Иркутска, и для Питера, и для Владивостока, и для Камчатки. Это поиск нравственных опор нашей жизни, которые безнадежно утеряны сейчас. Разворовано все, но душу нельзя разворовать. И пьеса, которую мы сыграли на иркутской сцене, это подтверждает. Мы сыграли Вампилова — трагедию, но трагедию светлую, яркую. Я бы сказал, жизнеутверждающую.
— Каково выступать на родине автора?
— Иркутск — удивительно тёплый и культурный город. В Иркутске я вижу возвращение к истинным ценностям жизни. Здесь такие театры, такие афиши… Вы живёте в духовном мире, который меня не просто радует, он восхищает. По моим представлениям, Иркутск, Омск, Нижний Новгород, Челябинск — это настоящие культурные столицы. Я набрал сейчас курс и 57% студентов (это высчитано) — провинциалы. И я очень рад, что больше половины из них такие ребята. Я считаю, это очень здорово, потому что они возвращают нас к настоящим жизненным ценностям и простоте.