Почти два года на Камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова актёры играют спектакль «Смертельный номер» по одноименной пьесе драматурга Олега Антонова. Режиссёры Алексей Орлов (I) и Василий Конев представляют зрителям не просто спектакль, а целое цирковое шоу с элементами акробатики, фокусами и жонглированием.
Герои постановки – четыре части одного целого, четыре черты характера одной личности – Клоуна, который, к слову, падает с высоты во время исполнения опасного циркового номера и умирает. В этот же миг перед зрителями предстаёт сущность человека, воплотившаяся в образах четырёх циркачей: Рыжего, Толстого, Чёрного и Белого.
Яркий, харизматичный, безумный, с диким смехом Рыжий (артист Константин Агеев) – самый энергичный из всей компании. Артист умело передает энергию, мощь и даже сумасшествие, благодаря которым персонаж выделяется на фоне других клоунов.
Спокойный, доброжелательный Толстый (артисты Антон Залетин, Сергей Дубянский) выглядит нелепым и беззащитным. Пусть он немного неуклюж, подозрителен и глуповат, но у публики он вызывает сочувствие к его постоянным неудачам и промахам.
Злой, мстительный, бессердечный Чёрный (артисты Дмитрий Акимов, Николай Стрельченко) – это, несомненно, самые тёмные уголки нашей души, в которых порой вспыхивает пламя зависти, ненависти и обиды.
Нежный, хрупкий, ласковый, тихий Белый – олицетворение той ранимости, которая присуща человеческой душе. Актёр Иван Гущин бесподобно играет эдакого скромного, но в то же время жеманного «ломаку», не имеющего, по сути, даже права голоса и личного мнения в этом цирковом обществе.
После смерти своего «хозяина» все эти герои-части целого вдруг решают разойтись, выбрать каждый свою дорогу, разделиться. Однако это оказывается совсем непросто…. Героям приходится выбирать, что для каждого из них важнее: свобода или единство, далёкие, туманные города или родной цирк с его грязными, порванными простынями, нищетой, унижением и аплодисментами.
Минимум декораций, много свободного пространства на сцене, игра актёров с бутафорией и зрителями – отличное решение режиссеров и сценографа. Публику не отвлекают мелкие детали и, наоборот, притягивают чёрные кулисы и чемоданы, которые оказываются в руках того или иного героя, символизируя тот выбор, который предстоит им сделать в непростой ситуации.
«Смертельный номер» – соединение в одном спектакле театрального и циркового, комичного и отчасти трагичного, красивого и уродливого. Это одна из тех постановок, где можно отдохнуть, посмеяться и подумать о том, на что мы тратим своё время, каково наше предназначение и что является для нас самым важным в жизни.
Источник: