«Все мы по сути прекрасные, чудные люди, но вокруг при этом творится столько всяких гадостей. Об этом удивительно писал Иван Тургенев. Мы хотим подтолкнуть зрителя к размышлению о том, почему это происходит. Готовых ответов, конечно, не даем, но ставим в конце многоточие».
Разбитые сердца и неразделенные чувства прекрасных людей на фоне летнего деревенского пейзажа.
В Иркутском академическом драмтеатре им. Н.П. Охлопкова поставили спектакль «Прекрасные люди» по мотивам пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне». Высокие чувства и низкие мотивы хороших поступков, сдобренные изрядной долей иронии, – все слилось воедино в этой самой репертуарной драматургической истории русского классика.
Томский режиссер Сергей Филиппов рассказал эту историю, используя прием переноса и создав кукольных двойников своих персонажей. Именно их в начале спектакля расставляет по сказочному саду, где на березах растут фрукты, одна из главных героинь пьесы Наталья Петровна (артистка Виктория Инадворская). Прием этот заставляет задуматься о том, как часто мы сами в своем воображении наделяем людей теми чувствами и свойствами, которые им не присущи. Все художественное пространство спектакля, за исключением сада в глубине сцены, подчеркнуто простое – дощатый пол, венские стулья, которые то и дело переставляют герои согласно собственному вкусу, как бы устанавливая свой порядок вещей.
В основе этой мелодрамы любовный многоугольник. Наталья Петровна – жена богатого помещика Аркадия Сергеевича Ислаева (заслуженный артист РФ Игорь Чирва) – влюбляется в нового учителя своего сына Коли Алексея Николаевича Беляева (Егор Ковалев), а ее саму много лет любит друг семьи Михаил Александрович Ракитин (Андрей Винокуров). Воспитанница Натальи Петровны Верочка (Татьяна Буйлова) тоже влюбляется в нового учителя, ее же саму любит сосед Афанасий Иванович Большинцов (Евгений Солонинкин). Сам Аркадий Сергеевич подозревает неверность и страдает, о странном поведении его супруги говорит и его мать Алла Семеновна (Эмма Алексеева). Любовь, как средство от одиночества, настигает и доктора Игнатия Ильича Шпигельского (заслуженный артист РФ Владимир Орехов) и компаньонку Лизавету Богдановну (Татьяна Двинская).
Герои спектакля благородны и благоразумны. Однако страсти кипят у них внутри, выжигая душу. И будучи, по сути, прекрасными людьми, они совершают не очень хорошие поступки. Хозяйственный Аркадий Сергеевич, подозревая супругу в связи с Михаилом Александровичем, не требует отмщения, он готов «закрыть на все глаза» и отослать друга, лишь бы не потерять жену. Между тем чувства супруги для него не так важны, он не готов отпускать ее во имя любви. Сама Наталья Петровна – добрейшей души человек (Виктории Инадворской удалось сыграть очень глубокую и страстную натуру. – Авт.). Она неосознанно стремится выдать замуж за Большинцова Верочку, чтобы устранить соперницу. Ракитин, узнав, что чувства Натальи Петровны и Беляева взаимны, убеждает его уехать, чтобы не разрушать семью. При этом сам он, много лет ухаживающий за Ислаевой, едва ли бы поступил также. Верочка, получившаяся в исполнении Татьяны Буйловой по-детски милой и по-тургеневски страстной, переживая неразделенную любовь, предает себя и собирается выйти за нелюбимого мужчину.
– Все мы по сути прекрасные, чудные люди, но вокруг при этом творится столько всяких гадостей, – считает Сергей Филиппов. – Об этом удивительно писал Иван Тургенев. Мы хотим подтолкнуть зрителя к размышлению о том, почему это происходит. Готовых ответов, конечно, не даем, но ставим в конце многоточие.
И это многоточие в спектакле имеет довольно грустный привкус, недаром Виктория Инадворская в роли Натальи Петровны даже на поклон выходит со слезами на глазах.