Вампиловский фестиваль подвел итоги.
Десятый Вампиловский фестиваль современной драматургии, завершившийся в Иркутске в минувшие выходные, безусловно, запомнится каждому зрителю чем-то своим. Но он в очередной раз показал всем, каким многообразным и удивительным может быть мир театра. С 20 по 26 сентября фестиваль представил зрителям настоящую палитру театральных школ и режиссерских почерков, показав 15 спектаклей.
То, что драматургия Александра Вампилова занимает центральное место в программе фестиваля, закономерно и естественно. Во-первых, сам фестиваль носит имя этого автора, а во-вторых, его пьесы являются неким связующим звеном между классикой (которой они уже почти стали) и современностью (поскольку не теряют своей актуальности). Один из ведущих театральных критиков России, заместитель художественного руководителя Государственного академического Малого театра Вера Максимова, уже много лет приезжающая на каждый вампиловский смотр, перед началом нынешнего отметила еще одну особенность этой драматургии.
- У нее открытая структура, поэтому сколько бы ее ни ставили, в ней все равно остаются глубинные смыслы, неразгаданные тайны, типы и характеры, которые узнаются сейчас, - сказала она на церемонии открытия.
В первый день фестиваля состоялись сразу два спектакля по пьесам Александра Вампилова. На камерной сцене Иркутского драматического артисты московского театра «Амфитрион» играли «Утиную охоту», а на главной сцене петербургская «Мастерская» под руководством Григория Козлова показывала «Старшего сына». Молодые артисты играли с большим трепетом, поскольку знали, что именно здесь в 1969 году состоялась мировая премьера этой пьесы, к тому же поставленная при участии автора. Любопытно, что сам театр «Мастерская» тоже начался со «Старшего сына». В 2010 году с этим спектаклем из Санкт-Петербургской академии театрального искусства выпускался курс Григория Козлова, который предложил молодым артистам организовать новый театр. Постановка, ставшая событием театрального Петербурга, до сих пор является визитной карточкой всего коллектива.
Темой этого по-настоящему трогательного спектакля стала память о родителях и связь поколений, что целиком и полностью укладывается в концепцию всего фестиваля.
Кардинально другим по форме стал спектакль «Мцыри» по одноименной поэме Лермонтова московского театра «Школа драматического искусства». Несмотря на кажущуюся несовременность материала, постановка режиссера Константина Мишина оказалась новаторской по своему подходу. В спектакле объединилась драматическая игра, пластика, современная хореография и даже боевые искусства. Чтобы подчеркнуть противоречивую натуру главного героя, его роль исполняли сразу три артиста-танцора. При помощи проживания текста телом они обогатили романтическую поэму новыми смыслами, главным из которых стало смирение внутренних страстей человека и обретение божественной веры.
Еще один непривычный для зрителей театральный язык представил театр Myung Pum из Южной Кореи, принявший участие в вампиловском фестивале уже в третий раз. Режиссер Ким Вон Сок, получивший образование в московском ГИТИСе, охарактеризовал свою новую постановку как пластический театр, но на самом деле в спектакле «BOM BOM» (что перевели на русский как «Весна, весна») объединились сразу несколько театральных форм. Здесь были элементы площадного народного театра, очень схожего с русским, и кукольного представления - у каждого артиста была кукла-дублер, а кроме того, акробатика, танцы, пение и игра теней, реализованная с помощью светящихся масок. Чем-то похожая на детскую сказку, но с вполне взрослым смыслом, эта история о молодом парнишке, сватающемся к дочке фермера, порядком повеселила публику и была понятна даже без перевода, хотя он и транслировался на задник сцены при помощи субтитров. Корейцы и на предыдущих фестивалях доказывали, что театральный язык не требует перевода, когда привозили спектакли по Гоголю и Достоевскому, но в этот раз превзошли сами себя.
Тему связи времен и поколений затрагивала еще одна театральная работа. Пьесу Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке Александра Чернышева представил зрителям недавний выпускник Иркутского театрального училища Артем Яцухно. В этом моноспектакле актер рассказывает историю маленького человека, нашего современника, чье детство и юность пришлись на советские годы, а зрелость выпала на 90-е. Вся его ничем не примечательная скучная жизнь удивительным образом оказалась связана с Пушкиным. Спектакль, как и пьеса, начинается словами: «Пушкина я возненавидел еще в детстве...» На протяжении всего действа зрители наблюдают, как меняется отношение к поэту у обычного человека, главным событием жизни которого стал несостоявшийся поступок, вернее героическое намерение - во что бы то ни стало спасти камер- юнкера Пушкина.
Фото: Анатолий Бызов