Режиссер Андрей Борисов ставит в драмтеатре эпичный спектакль.
12 июня, в День России, в Иркутском драмтеатре - большая премьера. Постановку «Александр Невский в срединном мире» уже называют одной из самых масштабных в истории театра, ведь в ней будут заняты около ста человек. Спектакль ставит заслуженный деятель искусств Якутии Андрей Борисов. «Иркутск» поговорил с режиссером о выборе темы для постановки, ее масштабе и глобальных вопросах, поднятых в спектакле.
– Расскажите, как возникла идея этого спектакля.
Идеи всегда долго созревают, а потом неожиданно приходят. Я уже долго думаю о евразийском пространстве, и мне интересны любые культурные акции, которые бы отражали эти идеи и философию, помогали бы его создавать, или, вернее, возрождать их. Конкретно эту тему мне подсказал продюсер, с которым я снимал фильм «Тайна Чингисхана». Зная, что я интересуюсь евразийством, он предложил мне посмотреть историю Александра Невского, который, как известно, четыре раза ездил в Орду, чтобы заключить мирное соглашение с ханами. Я изучил этот вопрос, после чего мы заказали написать пьесу на эту тему драматургу и режиссеру Марине Варбут, которая много сотрудничала с московскими театрами. Она в свое время успела поработать в команде Андрея Тарковского.
– А почему для постановки был выбран Иркутск?
Тут несколько причин. Когда-то, в XIII веке, все это пространство, включающее Иркутск и Байкал, называлось срединной землей. Потом ваша драма — это классический русский театр с богатой историей и традициями. Здесь начинал свою деятельность мой друг, выдающийся театральный художник Геннадий Сотников, который мне много рассказывал об этом коллективе.
Кроме того, я знаю Иркутск как интеллектуальный, культурный и духовный центр Сибири, и вспомнил о том, что директор театра Анатолий Стрельцов меня сюда уже лет двадцать приглашает на постановку. Поэтому все сошлось. А еще ведь в этом году будут проходить Ёрдынские игры, а в пьесе Александр Невский на них был.
– Расскажите, пожалуйста, о сюжете пьесы.
Александр Невский после смерти отца отправляется в Орду к Батыю-хану, чтобы получить ярлык на княжение Новгородской, Владимирской и Суздальской землями. По нашей версии, они встретились именно на Ёрдынских играх, которые существовали с древнейших времен. Гора Ёрд издревле являлась священной для тюрков, монголов, русских, которые собирались вокруг нее, проводили состязания и праздники. И в нашем спектакле Александр Невский даже побратался с сыном Батый-хана. А братание тогда по монгольским традициям было гораздо серьезнее, чем даже кровное родство.
Если говорить по существу, эта история о том, как Александр Невский пошел в Орду, чтобы спасти Русь, русских людей и православную веру. И на этом фоне разворачиваются различные конфликты.
По большому счету, Невский совершает исторический выбор между Европой и Азией, заключая союз с монголами.
– Получается, что сегодня эта история обретает некую актуальность? Ведь сейчас Россия вновь совершает этот выбор, предпочитая восточное партнерство.
Да, по крайней мере с экономической точки зрения. Но эта тема всегда была актуальной для нашей страны. Дело не только в санкциях. Россия всегда сознавала себя как Евразия. Как говорил великий философ Владимир Соловьев, русский человек — это европеец с азиатским осадком на дне души. Это очень важно.
И потом историю России нельзя представить без отношений с тюрко-монгольским миром. Вы ведь знаете, что сам термин «татаро-монгольское иго» официально уже не употребляется, потому что это было не совсем иго, и не совсем татаро-монгольское. Орда была государством, в котором в том числе жили русские люди.
В XIII веке в этих местах был такой котел истории, в котором все только зарождалось. Ведь на тот момент еще не существовало русской монархии, и Александр Невский как раз стал предтечей создания российской государственности, Московского княжества. Среди русских в те времена еще было много язычников, и православная религия только обретала свои очертания. Это было сложное время. Кстати, некоторые крупные историки и философы считают Александра Невского предателем Руси.
– Но раз вы взяли эту тему, значит, считаете, что Невский все- таки поступил правильно, и путь России должен быть направлен в сторону Востока?
Нет, это совершенно не так. Я считаю, что Россия — это отдельная цивилизация, и у нее свой путь, не связанный с выбором между Западом и Востоком в качестве примера для подражания. Россия еще скажет свое слово, потому что наша страна в культурном и духовном плане куда шире и разнообразнее.
– Получается, что в вашем спектакле на сцене сойдутся две культуры, в сущности, два разных мира. Это будет конфликт или, наоборот, дружественное слияние?
Два этих мира встречаются во времена войн и столкновений. Но усилиями Александра Невского рождается то самое евразийство, о котором мы говорили. Оно рождается в результате столкновений и взаимовлияния. Именно тогда и возникает та культура, которую сегодня называют евразийской. Это не моя теория, она доказана в трудах многих ученых, в том числе Льва Гумилева. Просто сейчас она актуальна как никогда. Не зря же возник Евразийский экономический союз. И неслучайно по итогам всенародного голосования «Имя Россия» в 2008 году выбран именно Александр Невский.
– Значит, евразийство, по вашему мнению, может стать национальной идеей России?
Да, это национальная идея, и главный ее герой — Александр Невский. Евразийское мировоззрение наиболее продуктивно, эта идея может объединить и поднять Россию. И тогда к нам будут относиться с пониманием и на Востоке, и на Западе.
– Этот спектакль, что называется, в струе времени. Вас можно обвинить в конъюнктуре.
Можно. Я поставил более 50 спектаклей и еще около 30 разных массовых мероприятий, некоторые из которых собирали до пяти тысяч человек. Конечно, можно сказать, что я конъюнктурный человек, но ведь театр должен быть для народа. Я поставил в нашем Русском театре спектакль к 70-летию Победы. Можно назвать это конъюнктурой? Наверное, да. А до этого я поставил спектакль «Созвездие Марии» — о русских мореплавателях, которые по указу Петра Первого по берегу Ледовитого океана очерчивали границы Российской империи. Патриотическая тема, которую можно счесть конъюнктурой.
– Стало быть, вам вообще близки такие масштабные инсценировки? На сцене Иркутского драмтеатра вы собираетесь чуть ли не сто человек вывести на сцену?
Да, мне близок эпический театр. Но сами спектакли не обязательно должны быть очень масштабными. Важна тема. У меня есть постановки, где занято всего 10-15 человек. Может быть, я последний мамонт, уходящая натура, которая хранит в голове эпический театр.
– Каковы характеристики такого театра?
Главное — адресат: народ. Не заядлые театралы или элита, а массовый зритель. А еще в спектакле речь должна идти о глобальных вещах, о судьбе народа, о религии. Эпический театр должен рассказывать о незыблемых законах устройства человеческого общества. В эпическом театре должен присутствовать сам космос.