Иркутским академическим драматическим театром им. Н.П. Охлопкова и сайтом IRK.RU была объявлена интернет-конференция с участниками «Литературных вечеров «Этим летом в Иркутске — 2012».
Публикуем ответы от Павла Фокина.
Вопросы еще одной участнице Литературных вечеров Светлане Кековой вы сможете задать в ближайшее время на сайте IRK.RU в разделе «Эксперт».
1. Как Вы думаете, для чего Чехову, уже известному писателю, к тому же не отличавшемуся хорошим здоровьем, понадобилась эта изнуряющая поездка на Сахалин? Что он ею хотел сказать?
darstu 6 июня в 13:14
Ответ: Чехов вообще любил путешествовать. Поездка по Сибири и Дальнему Востоку не была первой в его биографии (вспомним его переезд из Таганрога в Москву, поездку на юг в 1888 – через всю Украину, Крым, по Чёрному морю, в Закавказье, вплоть до Баку). В советской интерпретации биографии Чехова поездка на Сахалин заняла доминирующее положение и представлялась исключительно как акт гражданского мужества, некий жест духовного сопротивления самодержавию. Но на самом деле, это был куда более масштабный личностный проект. Чехов открывал для себя Россию и одновременно открывал себя. Да, он уже добился российской известности, но не собирался успокаиваться на достигнутом, более того, испытывал острую потребность в качественном обновлении своей личности: «В душе какой-то застой, - писал он А.С.Суворину в мае 1889, почти за год до путешествия. – Объясняю это застоем в своей личной жизни. Я не разочарован, не утомился, не хандрю, а просто стало вдруг всё как-то менее интересно. Надо подсыпать под себя пороху». И подсыпал.
2. Добрый день!
Павел, как Вы думаете, совместимы ли между собой деньги и свобода?
Что, по Вашему мнению, есть подлинная свобода художника?
darstu 6 июня в 12:31
Ответ: Свобода и деньги совместимы, когда деньги выполняют предписанную им функцию средств организации хозяйственной стороны жизни, когда же деньги мифологизируются и превращаются в цель существования, то они закабаляют почище каторги.
Подлинная свобода художника, на мой взгляд, заключается в его способности реализовать свой замысел.
3. Павел, скажите, пожалуйста, какой Ваш любимый зарубежный автор - из классики и из современников? Что посоветуете прочитать?
Bazilik 4 июня в 18:22
Ответ: Любимых много, но в разном возрасте – свои предпочтения. Если говорить о классике, то тут мне особенно близки немцы – Гёте, Гофман, Томас Манн, которого я считаю величайшим художником ХХ века. Из современников мне всегда нравился Маркес, большое впечатление на меня произвели в своё время книги Мишеля Турнье, а относительно недавно открыл для себя Богумила Грабала (увы, уже покойного). А вообще всегда люблю ту книгу, которую читаю в настоящее время.
4. Как Вы думаете, Павел, у писателя должна быть бурная жизнь или уединенная, чтобы создавать хорошие произведения? Спасибо!
lara-lara 4 июня в 18:03
Ответ: Должна быть жизнь и должно быть уединение.
5. Здравствуйте! Какое, на Ваш взгляд, произведение является шедевром русской литературы?
yulia_sav 4 июня в 18:01
Ответ: Да вся русская литература классического периода – шедевр! Да и в ХХ веке тоже достаточно вершин. В этом смысле нам несказанно повезло – быть русскими читателями.
6. Павел, добрый день! Кто из писателей-классиков, а также из деятелей культуры вам наиболее близок? Оказал влияние на мировоззрение?
WhiteOwl 4 июня в 18:00
Ответ: Достоевский, Солженицын
7. Павел, добрый день! Интересно ваше мнение по фильму о Владимире Высоцком «Спасибо, что живой». Читала противоречивые отзывы о киноленте. Каким героем видите вы актера в этом фильме?
Насколько, по вашему мнению, Высоцкий был таким как показали на экране?
Svetas 4 июня в 14:38
Ответ: Фильм адекватен нашему времени и больше говорит о нём самом, чем о Высоцком. Он сделан очень профессионально. В нём есть ряд прекрасных актёрских работ. Он захватывает зрителя своей изобразительной пластикой. Высоцкий в нём – это художественный образ, а не документальный портрет, и как к художественному образу и нужно к нему относиться, и в этом смысле он получился достаточно цельным и убедительным. Но не стоит искать в нём правды о реальном Высоцком, как не стоит искать правды о реальном Пушкине, Достоевском, Толстом, Есенине и других исторических личностях в биографических кинофильмах о них (да и в других формах искусства). А вот о себе – в своём отношении к этим образам и кинофильмам – можно как раз кое-что узнать.
8. Здравствуйте, Павел!
Как вы считаете, Николай Ставрогин - действительно литературное воплощение несбывшихся желаний
Достоевского, или все-таки литературный образ, максимально соответствующий своему времени?
Princess_Irih 31 мая в 15:16
Ответ: Ставрогин, как и все герои Достоевского, взят им «из сердца». Как известно, прототипом Ставрогина был Николай Спешнев – фигура неоднозначная и отчасти таинственная. О нём и о Ставрогине есть прекрасная книга Людмилы Сараскиной «Одоление демонов» (М., 1996), которую очень рекомендую прочитать, если есть интерес к этой большой и сложной теме.
9. Здравствуйте, Павел! О чем пойдет речь на встрече с вами 15 июня?
WhiteOwl 30 мая в 15:53
Ответ: Отправной точкой разговора будет подготовленная мною книжная серия литературных портретов «Без глянца», выходящая в питерском издательстве «Амфора» с 2007 года – в ней уже 14 книг (о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Тургеневе, Достоевском, Чехове, Бунине, Блоке, Гумилёве, Ахматовой, Цветаевой, Маяковском, Булгакове и Твардовском, так что тематический спектр очень широкий!), наверное, коснёмся и Высоцкого в связи с моей работой над комментариями к его собранию сочинений в 11 томах. Речь пойдёт фактах, которые не всем известны, о фактах, которые известны всем, но которые при более детальном рассмотрении выглядят несколько иначе, чем принято считать, о литературных мифах и репутациях.
Вопрос от посетителя сайта dramteatr.ru:
10. Уважаемый Павел, а как вы относитесь к современным литературным премиям? В частности к премии «Дебют»?
Евгений, 07 июня
Ответ: К премиям отношусь хорошо, творческим людям поддержка нужна во все времена, особенно она нужна молодым. Но премия не является каким-либо особым знаком качества, скорее это рекомендация одной группы читателей другой группе читателей обратить внимание на премируемое произведение или автора. Уместно вспомнить и Грибоедова: «Чины (ну и премии!) людьми даются, а люди могут обмануться». Тем более премия не является характеристикой всего творчества и не распространяется на последующие произведения лауреата. Даже Нобелевский лауреат не застрахован от творческих неудач и срывов.
Фото: Анатолий Бызов