Режим для слабовидящих Обычный режим

Павлов Алексей Алексеевич

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Заслуженный артист России. Служил в Иркутском драматическом театре с 1948 года.
 

Из статьи Наталья Флоровой-Лещёвой «Генерал-артист», Восточно-Сибирская правда, 2000 год.
 

«Этот не существующий в официальной сетке актёрской тарификации чин присвоили Алексею Алексеевичу Павлову главный режиссёр театра, заслуженный деятель искусств Михаил Куликовский, сделав соответствующую надпись на программке в день премьеры спектакля «Порт-Артур», в котором артист играл роль генерала Стесселя.
 

В шутливом прозвище – большая доля истины. Павлов был художником с огромным сценическим опытом. Поистине генералом в искусстве. В его незаурядном актёрском облике опыт новаторских исканий начала века, открытий создателей МХАТа соединялись с традициями домхатовской русской театральной школы, культивировавшей предельную внешнюю выразительность. Возможно, в попытке отнести Павлова к определённому актёрскому типу есть некая натяжка. Прожив на театре полувековую жизнь, он, в силу своей одарённости, чутко реагировал на перемены в природе сценического искусства. Всегда был современным. И всё же в представителях актёрской генерации, к которой принадлежал Павлов, существовало нечто, их отличающее. На сцене их нельзя было не заметить. Они были по-особому ярки и значительны.
 

Ведь Павлова пригласила в труппу на ведущее положение в 56 лет! Случай неординарный.
 

Он прослужил в Иркутске около двадцати лет, приведя на сцену с полсотни разных лиц, судеб, характеров. Всего за свою жизнь он сыграл около трехсот ролей. Говорить об амплуа не приходится. Диапазон всеобъемлющий: от трагедии до водевиля, от коронованных особ до деревенского мужичка. Среди множества были роли проходные, были весьма удачные, но были и настоящие шедевры.
 

…Он появлялся на пристани провинциального городка в дорожном плаще и инженерской фуражке, словно завоеватель в латах и шлеме. Картинно представал перед аборигенами. Сергей Николаевич Цыганов, джентльмен, сердцеед, просвещённый европеец. Обаятельный красавец с седыми висками, казавшийся значительным и интересным. Далее приоткрывалась его душевная опустошённость, оборачивающаяся эгоистичностью и даже низостью. Разоблачение было безжалостным, в нём актёр доходил до гротеска. Но в игре его присутствовали магическое «чуть-чуть» и блистательный фейерверк юмора. Дядя Серж Павлова – это очарование, и разочарование. Социально-точный портрет человека, одарённого от природы, но живущего во зло и себе, и другим. Вершина актёрского мастерства. Филигранная работа. Образ Цыганова идеально сливался с другими в спектакле «Варвары», поставленном режиссёром В.Я. Головчинером по пьесе М. Горького. Спектакль явился художественной вершиной, каких, надо думать, не много было за все 150 лет истории Иркутского театра. Шедевров много не бывает.
 

Вторая выдающаяся работа Павлова в спектакле выдающемся – в «Смерти коммивояжёра» Артура Миллера в постановке талантливого Ефима Табачникова. Здесь многое зависело от исполнителя главной роли. Павлов играл Вилли Ломена на пределе драматического накала, поднимаясь до высот трагедийных, сообщив американской пьесе с её условными сценическими приёмами российскую эмоциональность. Спектакль «Смерть коммивояжёра» и роль Вилли Ломена в исполнении Павлова – среди значительных достижений иркутской сцены.
 

Способность всецело отдаваться роли была присуща актёру. Он вспоминал, как, репетируя Егора Булычёва, почувствовал нешуточные боли. Пришлось обращаться к врачу: ведь горьковский герой умирал от рака печени. «Влезание в шкуру» очередного персонажа сочеталось с поиском внешнего рисунка, выразительных деталей. Запомнились затянутые в лайковые перчатки руки генерал-губернатора, готовые в бессильном гневе сломать щегольский стек («Канун грозы» Павла Маляревского). Или окровавленный пальчик того же дяди Сержа, который он, жалобно причитая, нёс перед собой, словно флаг. Тот пальчик мгновенно превращал светского льва в ничтожество.
 

Павлов был мастером воплощения классических образов. Его Отелло, Полоний в «Гамлете», Тальбот в «Марии Стюарт», Президент фон Вальтер в «Коварстве и любви» – крупные выразительные фигуры. Но особенно удавались ему роли в русской классической драматургии – Островском, Гоголе, толстом, Горьком: Захар Бардин во «Врагах», Лыняев в «Волках и овцах», Ашметьев в «Дикарке» и многие другие.
 

Пользуясь традициями, он всегда шёл собственным путём, находя оригинальное, свежее решение. Необычным и в то же время очень гоголевским был его городничий в «Ревизоре». Он чем-то напоминал крысу, виденную им во сне: всё вынюхивающий, всех выслеживающий – страшный хищник. Актёр отошёл от общепринятого во всём, вплоть до грима, создав образ большой обличительной силы.
 

Много споров в своё время вызвал его князь Абрезков из «Живого трупа» Л. Толстого. Ревнители литературоведческих канонов прямо-таки бесновались. А актёр, не снимая аристократизма и респектабельности героя, тонко обнажал их ханжескую подкладку. Здесь тоже была великолепная деталь: князь целовал руку Карениной в … ладошку, сразу многое проясняя в их отношениях.
 

Своеобразные сатирические штрихи Павлов любил. Применял их со вкусом и азартом. Он любил художественные контрасты. Да и весь его репертуарный список – контраст. На одном полюсе – генералы, адмиралы, аристократы – роли, сыгранные во множестве; на другом – персонажи совсем иного рода: рабочие, служащие, крестьяне из глубинки.
 

Алексей Алексеевич Павлов прожил удивительную жизнь, которая оказала воздействие на формирование его актёрской личности. Павлов был моим любимым актёром. Посчастливилось не только познакомиться с ним, но и подружиться. Частенько поздним вечером, перебежав дорогу (жили по соседству), оказывалась я в уютной обихоженной квартирке, от театральной богемы изолированной. У Павловых мало кто бывал.
 

Получив от Алексея Алексеевича и его супруги прозвище «наша Наташа», я была допущена в мир, где всё дышало заботой о хозяине дома, всё было подчинено его творчеству, его здоровью, его интересам. Хотя Ольга Ефимовна не без кокетства подчёркивала, что она не Павлова, а Абрамова и имеет в жизни свой творческий интерес. Воспитанница Петербургской балетной школы, она тогда уже не танцевала; работала как балетмейстер с самодеятельными хореографическими коллективами. Они были на редкость гармоничной, любящей парой, единомышленниками в восприятии жизни. Атмосфера дома сплавлялась из интеллигентности, духовности, широты интересов в области искусства, и не только театрального.
 

За чаем с лимоном из красивейших чашек со вкуснейшим капустным пирогом – произведением хозяйки – лились рассказы хозяина о прожитом. Увы! Не догадалась тогда записать их во всех подробностях. Что имеем – не храним…
 

… Молодой москвич Алексей Павлов, по настоянию родителей окончивший коммерческое училище и служивший в бухгалтерии банка, с трудом досиживал до конца рабочего дня. С удовольствием оторвавшись от колонок цифр, спешил на занятия театральной школы или на лекцию академика Бехтерева, куда вело пытливое стремление познать природу актёрского творчества.
 

Война 14-го года. Мобилизация. Окопы. Германский плен. Уже с массой жизненных впечатлений поступил он на сцену в 1919 году. Начал с провинции. Хотя Харьков, город необыкновенно театральный, назвать так можно было весьма условно. Синельников, Виктор Петипа, Полевицкая – какие имена! С восторгом и творческой жадностью впитывает опыт мастеров начинающий актёр. А вскоре начались его собственные режиссёрские и педагогические опыты. Вместе с женой, актрисой Верой Барановской, он организует в Москве театр-студию. Обращается к созданию синтетических с использованием музыки, пластики, света, цвета. То было время не только голода и разрухи, но и смелых театральных экспериментов.
 

Даже те, кто не знает театральной истории и не слышал о замечательной актрисе МХАТа Вере Барановской, о её ссоре со Станиславским, могут припомнить знаменитый фильм Вс. Пудовкина «Мать» – первую ещё немую экранизацию горьковского романа. В роли Ниловны снималась Вера Барановская.

Фильм отправили в Германию для демонстрации в рабочих аудиториях. Планировались и встречи с исполнительницей центральной роли. Супруги поехали за рубеж вместе. В Советский Союз они не вернулись…
 

Почти два десятилетия жизни в Европе: Берлин, Париж… Играли в русском театре. Барановская много снималась в киностудиях разных стран. Круг общения – русская эмиграция. Цвет русской интеллигенции и аристократии. Европейские знаменитости из мира искусств – такие, как Марлен Дитрих. Сколько лиц, впечатлений. Талантливая актёрская память всё впитывала и преломляла. Многие сценические герои Павлова из разных слоёв общества имели жизненных прототипов, потому были так достоверны.
 

Судьба нанесла удар: скончалась Барановская. Чтобы смягчить боль утраты, Алексей Алексеевич меняет обстановку, переезжает на службу в русский театр в Ригу. И тут судьба сыграла злую шутку: Латвия стала советской, и Павлов попал «под колпак» соответствующих органов. Советская власть никогда никому ничего не прощала. Ему уготовили роль ссыльного. Место – Нарым, суровый северный край. Оттуда вызволил его Томский театр, пожелавший иметь в труппе актёра такого ранга. Томск оказался счастливым не только из-за возвращения на сцену. Алексей Алексеевич встретил новую любовь и, как оказалось, счастье до конца дней. Ну, а театр Иркутский, прослышав о Павлове, не растерялся, переманил.
 

Алексей Павлов приехал в Иркутск в 1948 году. Мы начинаем забывать, что это было трудное время. Только что вышло постановление правительства о театральных критиках-космополитах. А в 1949 году начал действовать тайный указ о повторных арестах и ссылках уже отбывших свой срок «врагов народа». Душевного покоя у человека, над которым нависал «грех эмиграции», не было и не могло быть. Для Алексея Алексеевича, по натуре чрезвычайно общительного, вероятно, было сущей мукой что-то недоговаривать, что-то скрывать, ограничивать круг близких друзей. Дамоклов меч всё ещё висел и мог опуститься. Это «умолчание» и некая «аккуратность» в общении делали его в глазах непосвящённых и нечутких чудаком, а то и гордецом. Это вносило драматическую ноту в общем-то счастливую судьбу. Помню, как Алексей Алексеевич выразил удовлетворение тем, что я, как ему показалось, ловко обошла прошлое в статье о нём. Душевный дискомфорт мешал, но Алексей Павлов работал яростно, увлечённо. И, как говорится, вида не показывал.
 

Павлов раскрылся на иркутской сцене как актёр ярко, разнообразно. Режиссёрские же его возможности не использовались, хотя за свою жизнь он поставил 50 спектаклей. Наткнулась на программку: «Девушка с веснушками» А. Успенского, комедия-безделушка. Спектакля не помню совсем, хотя его ставил Павлов. Видно, что-то более серьёзное доверить не решались: режиссёр ведь – своего рода идеолог.
 

Лучший вариант, чтобы о прошлом забыли. Все делали вид, что забыли. Павлову даже присвоили звание заслуженного артиста России. Масштаб его дарования не представлялось возможным обойти даже при компрометирующем эмигрантском прошлом и беспартийности.
 

Театр с участием Павлова никогда не был просто зрелищем. Но, без всякого преувеличения, был школой жизни и для зрителя, и для партнёров. Алексей Алексеевич был самобытной, интереснейшей личностью. Общение с ним оставило в душе след навсегда. Восхищали всестороннее знание театра, высокие требования к искусству сцены. Порой он поражал прозорливостью. До сих пор не могу разгадать тайну одного из его пророчеств. В Иркутском театре служил замечательный актёр, романтический герой, любимец публики. Играл великие роли классического репертуара. Как-то в ответ на мои восторги Алексей Алексеевич задумчиво произнёс: «А ведь он актёром не будет. Вот увидите». В тот момент это звучало абсурдно. И что же!? Актёр с драматической сцены ушёл, заканчивал свой путь чтецом на эстраде…
 

Павлов жил в Театре и для Театра, не щадя сил. Когда их не стало, он вместе с женой поселился в Московском Доме ветеранов сцены.
 

… Солнечный первомайский день. Демонстрация закончилась. По иркутской улице, на голову возвышаясь над толпой, идут два элегантных господина. Лёгкие пальто. Шляпы. Трости. Не замечая любопытных взглядом, они беседуют о чём-то своём: Алексей Павлов и Александр Вертинский. Что вспоминали они? Париж? Взбудораженную послереволюционную Москву? Они были удивительно красивы тогда, словно пришельцы из какого-то иного, не всем доступного мира. Таких актёров больше нет…»

Фотоальбом: 

Пресса

Алексей Павлов приехал в Иркутск в сентябре 1950 года вместе с женой Ольгой Абрамовой. Он – актёр, она – бывшая балерина; эти люди обладали необыкновенной сценической культурой. Ольга...
05.10.2010