Режим для слабовидящих Обычный режим

Ильин Александр Витальевич

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Окончил Иркутское театральное училище в 1979 г. Служение искусству на сцене Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова для Александра Ильина началось с роли Федотика в «Трёх сёстрах» А. Чехова. 
 

Незабываемой для молодёжи восьмидесятых годов была роль Ромео в спектакле «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира. Александр Ильин воплощал в этом образе классическое представление о романтическом герое: его Ромео был храбрым аристократом, нежным возлюбленным, способным на великое проявление великого чувства. Природная красота, яркий драматический талант, изящество и искренняя вера в силу всего прекрасного помогали ему в течение восьми сезонов с блеском исполнять эту роль. В 90-годы Александр Витальевич играл Герцога Веронского, позже в третьей версии знаменитой пьесы Шекспира артист выходил в образе брата Лоренцо.
 

В конце восьмидесятых бешеной популярностью пользовалась постановка «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской, именно в ней Александр Ильин сыграл своего первого «негодяя». Циничному и уверенному в себе Володе нравилось руководить людьми, управлять ситуацией. Он получал огромное удовольствие, совершая подлость; ощущал своё превосходство, ломая человеческую судьбу, издеваясь над честностью, добротой, достоинством.
 

В 1993 Александр Ильин был занят в роли Епиходова в спектакле «Вишнёвый сад» А. Чехова. С 2007 года играл в «Снах Ермолая Лопахина». Ему досталась роль Гаева, за которым интересно наблюдать в каждой сцене. Александр Ильин сумел вложить в роль и тонкую иронию, и подлинный трагикомизм.
 

Удивительно был органичен актёр в роли Скэнлона в спектакле «Полёт над гнездом кукушки» Д. Вассермана. Его персонаж был неразговорчив, скрытен, безволен. Рассеянные движения, неспокойные и усталые глаза вызывали сочувствие, в них судьба человека, раздавленного жизнью.
 

С каким мастерством была сделана небольшая роль Профессора в «Соловьиной ночи» Валентина Ежова! Маленький человек, попавший под перекрёстный огонь воюющих, безмерно уставший, смирившийся, осознающий себя крошечным насекомым, которого в любой момент могут затоптать проходящие мимо солдаты. Робкие, мелкие жесты и глаза… глаза, которые видели слишком много.
 

В триллере «Необыкновенные крысы неестественной величины» по «Ревизору» Николая Гоголя зритель видел Александра Витальевича в образе Городничего. Александр Ильин умел точно выстроить и донести до зрителя смысл роли, обладал сильным сценическим темпераментом, умело владел мастерством перевоплощения внешнего и внутреннего, о чём свидетельствовали, например, его четыре роли в пушкинских «Маленьких трагедиях» спектакля «Сумерки Богов»: Мефистофель, Жид, Скрипач и Монах. В масштабной постановке «Закат» по произведению И. Бабеля по задумке режиссёра Александр Витальевич также играл нескольких героев. Бен-Зхарья-Раввин, Мудрый еврей в кабаке, Первый еврей в синагоге – все они чудаковатые одесситы и каждый по-своему умён и остёр на язык.
 

Присутствие персонажа Александра Ильина на сцене всегда окрашивало происходящее в неожиданные тона. Так, например, происходило в спектакле «Старший сын» по пьесе А. Вампилова. По задумке режиссёра в ткань спектакля были введены дополнительные действующие лица – соседи Сарафанова. Таков герой Александра Ильина – одинокий, раздражённый, иной раз и озорничающий человек.
 

В «Гамлете» Клавдий Александра Ильина был несчастен: он глубоко страдал от тяжести страшного греха – убийства брата. Клавдий искренен только наедине с самим собой. Представление о благе народа и любовь к Гертруде толкнули его на преступление, но за первым шагом неизбежно последует второй… и «сердце разбито, грим испорчен, но я продолжаю улыбаться…».
 

В спектакле «Орфей и Эвридика» Ж. Ануя Александр Ильин представал в образе стареющего артиста Венсана, манерно, с заламыванием рук и преувеличенно-театральными восклицаниями рассуждающего о любви. Несмотря на комичность этого персонажа, именно к его словам и мыслям возвращается в финале зритель – теперь они не кажутся смешными. Внезапно в них открывается мудрый смысл любви, терпения и прощения того, кто тебе дорог.
 

Осенью 2014 года на сцене Иркутского академического театра состоялась премьера спектакля «Халам-бунду» по пьесе Ю. Полякова, в котором артист играл Костю Куропатова, развесёлого от горя и безысходности (и такое бывает!), пьющего кандидата наук, чью лабораторию закрыли под казино. Теперь его герой занимается наукой на природе и зарабатывает тем, что сдаёт в рестораны собранные грибы. Глубокая боль человека, потерявшего возможность серьёзно заниматься любимым делом, осознающего свою ненужность, прорывается в скрытых за весёлостью, отчаянных словах и поступках.
 

За годы службы в театре Александр Ильин не раз был удостоен различных творческих наград. В составе группы актёров Александр Витальевич получил Приз жюри фестиваля «Сибирский транзит»-2002 «За создание актёрского ансамбля» в спектакле «Исход».
В 2000 году артист награждён Почётной грамотой губернатора Иркутской области, Александру Ильину объявлена Благодарность Министерства культуры Российской Федерации.
В 2011 году Александру Витальевичу было присвоено почётное звание «Заслуженный артист России».
 

Заслуженный артист России Александр Витальевич Ильин ушел от нас 24 ноября 2016 года, на 58 году жизни.

Спектакли

Фотоальбом: 

Пресса

Рецензию на спектакль публикует ИА IrkutskMedia.Премьера спектакля «Гамлет» на сцене Иркутского академического драматического театра состоялась в мае 2009 года. За 6,5 лет постановку...
12.02.2016
Сегодня день рождения у заслуженного артиста России Александра Ильина. Вся творческая жизнь Александра Витальевича связана с деятельностью Иркутского академического драматического театра имени Н...
11.10.2015
О спектакле «Я – Жанна Орлеанская». С 16 по 28 июня пройдут гастроли Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова в Крыму. Жители полуострова увидят...
04.06.2015