Будь в курсе
событий театра

Зрительское счастье - это когда спектакль «цепляет»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати

Еще раз о фестивальных впечатлениях
 

Обо всех пятнадцати спектаклях, прошедших в период театрального фестиваля имени Вампилова параллельно на трех сценах (основной, камерной и тюзовской), написать невозможно, но выделим основные, принятые зрителями особенно тепло, вызвавшие резонанс и отклик, в том числе и в прессе, -- о них хотелось бы сказать отдельно.
 

Герои легендарного спектакля МДТ -- Театра Европы из Санкт-Петербурга «Братья и сестры» по прозе Федора Абрамова в постановке Льва Додина, ставя вечные вопросы о смысле человеческого бытия, о долге каждого перед самим собой и перед людьми, еще и проверяли себя подчас крайней мерой -- на пределе человеческих возможностей и сил. Спектакль объехал весь мир, получил множество наград и премий.
 

Война, страшный, бездушный пресс законов, правил, инструкций, указаний и приказов, направленных против человека, отношение власти -- все испытали люди на своих судьбах. На примере маленькой деревни Пекашино перед нами проходит многострадальная история страны. Спектакль потряс своей беспощадной правдой и трагизмом, задав высокую планку мастерства и серьезности разговора со зрителем, которую подхватили следующие участники.
 

Этот спектакль, открывавший фестивальную программу на сцене иркутской академической драмы имени Н.П.Охлопкова, буквально взорвал зал аплодисментами.
 

Особый резонанс и отклик вызвал пронзительный, сердечный и глубокий спектакль драматического театра имени Н.П.Охлопкова «Последний срок» по инсценировке Валентина Распутина, который был показан на камерной сцене театра. Камерная сцена -- это всегда доверительный разговор по душам, где зритель от актера находится буквально на расстоянии вытянутой руки. Именно к такому доверительному разговору и пригласил нас театр.
 

Кровать с умирающей старухой Анной -- как центр мироздания, и через нее, через отношение к ней всех действующих лиц зритель будет понимать степень их человечности, их характеры, их поступки.
 

И невольно думаешь: на таких вот простых, безымянных русских женщинах держится земля, от них идут наши корни, от которых мы, уезжая в города, начинаем открещиваться или просто забываем о них в каждодневной спешке и сутолоке дней. Почему так происходит? Что делается с нами? Все мы были когда-то маленькими, любили сидеть на коленях у матери, слушать ее песни. Но куда все уходит, когда мы вырастаем и перестаем нуждаться в материнской любви? Почему черствеет наша душа, оставляя в нас неблагодарное, засохшее сердце?
 

Эти вопросы по ходу спектакля вставали, наверное, не только передо мной одной. Спектакль Геннадия Шапошникова обращает человека к самому себе, заставляет мыслить, что-то пересматривать в своей жизни. Все актерские работы высокопрофессиональны, но особо хочется сказать о работе народной артистки России Наталии Королевой, исполнительницы роли Анны. Сколько зрителей в зале после этого спектакля, возможно, вспомнят, что и у них есть родители, и для начала хотя бы просто позвонят им. Спектакль так бередит душу, хотя никаких моральных кодексов в нем не читают, никого не стыдят, ни к чему не призывают. Просто говорят по душам с каждым сидящим в зале. Стыдно становится перед матерями за наше вечное «некогда», -- а ведь захотим же когда-нибудь сказать им спасибо, но не будет ли слишком поздно?
 

К каждому из нас придет свой последний срок, каким он будет?
 

Спасибо театру за то, что обращается к таким темам, за то, что языком театра говорит с людьми о жизни и смерти, любви и ненависти, совести и долге.
 

Театр драмы и комедии с Камчатки и его режиссер Валентин Зверовщиков привезли спектакль по пьесе П.Лунгина и И.Грековой «Вдовий пароход». Спектакль еще до начала вводит зрителя в атмосферу военных и послевоенных лет: звучит голос Марка Бернеса, его сменяет Клавдия Шульженко... Вспоминаются старые военные фильмы: кадры с заклеенными крест-накрест окнами, ночными бомбежками, надсадно дымящими печурками, обогревающими население военной Москвы.
 

В одну из таких квартир, уже с послевоенным бытом, нас переносит действие спектакля и гениальная песня «Темная ночь» Никиты Богословского, которую невозможно слушать без слез. На сцене -- типичная кухня в коммуналке: составленные в ряд разнокалиберные столы, керосинки, шкафы. Тот обжитой мир, где проходила жизнь, где плакали и радовались, ссорились и мирились, сплетничали и ругались, любили и прощали, варили суп и стирали, где росли, взрослели, старились и умирали.
 

Самое ценное в этом спектакле -- живые характеры, точно выстроенные взаимоотношения, прочерченные человеческие судьбы женщин. Как много было в их жизни горя, одиночества, каждая достойна лучшей доли, чем та, которую имеет. А имеют они все вместе один большой «вдовий пароход», состоящий из пяти коммунальных комнат, где каждая плачет по ночам в подушку, потому что не устроена, недолюблена, не обогрета.
 

Это история о женщинах военного поколения. Из нашего времени режиссер любуется ими, жалеет и сочувствует. Он вкладывает в спектакль всю свою печаль и любовь.
 

Спектакль характерен светлой интонацией и особой атмосферой. Время неумолимо отодвигает от нас прошлое, и только память невидимыми нитями соединяет нас с ним. Да еще вот такие замечательные спектакли -- добрые, наполненные человеческим теплом и любовью к людям.

Автор: 
Лиза Панн
30.09.2009