Будь в курсе
событий театра

#ЗРИТЕЛЬ_ГОВОРИТ: О Творческой лаборатории Государственного театра наций

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
В Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова прошла Творческая лаборатория Государственного театра наций. Над одним из четырёх эскизов спектаклей работал коллектив охлопковской драмы вместе с режиссёром Анной Потаповой. Отрывок по пьесе Ярославы Пулинович «Житие Фёдора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето» посмотрел наш постоянный зритель, участник Школы театрального критика Андрей Колчин и поделился своим мнением.
 
После просмотра эскиза возникло пожелание, чтобы спектакль по пьесе «Житие Фёдора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето» вошёл в репертуар Иркутского драмтеатра, и вот почему.
 
Режиссёр и актёры проделали очень сложную работу всего за пять дней, результат оказался очень достойным. Пьеса Ярославы Пулинович показалась очень современной и актуальной. В последнее время словосочетание «современная пьеса» часто звучит как синонимом «пошлости и вульгарности». «Житие…» убеждает, что такой стереотип не всегда применим, а представленный эскиз достоин стать спектаклем в академическом театре.
 
Здесь современным языком показаны и те проблемы, которые были не раз описаны в прежние времена, и те, которые являются отличительной чертой современного общества. Например, непонимание между поколениями – извечная тема со времён Древнего мира. И хотя, кажется, что она уже давно раскрыта, но пьеса «Житие …» не воспринимается как повторение. В эскизе Иркутского драмтеатра проблема показана в реалиях современного общества и на современном языке, что делает её более понятной нам, сегодняшним, позволяет «примерить» ситуацию, увидеть себя со стороны в ком-то из персонажей.
 
Некоторые слова из терминологии героев молодого поколения могут показаться не совсем понятными старшему зрителю, и в этом тоже кроется проблема современного общества. За постоянно используемыми терминами, часто из области психологии, или иностранными заимствованиями нередко стоит пустота, хотя сам говорящий мнит себя «продвинутым обладателем сокровенного знания». Обилие информации, её доступность (все действующие лица непрерывно используют смартфоны и ноутбуки) вовсе не порождает Знание. Современный человек теряет базовые ориентиры, он не может понять, кто он и зачем живёт.
 
Информационное поле и новостной поток, на фоне которого разворачивается основной сюжет пьесы, забивают сознание и создают тягостный фон. Как итог, современный человек стал более истеричен, его эмоции зашкаливают: что радость, что грусть доводятся до крайности – либо безудержное веселье, либо полное уныние или гнев.
 
Можем увидеть и другую язву современности – человеческий эгоизм, возведённый в абсолютное значение. Есть только «я», «мои желания», полное безразличие к другим – и не важно, насколько это близкий тебе человек. Это своего рода атомизация общества, которая добралась уже до Семьи. Мы видим в постановке членов семьи, но не видим самой Семьи. И не в том проблема, что их разделяет расстояние – это легко решается с помощью современных технологий. Но ни общение по видеосвязи, ни личный контакт не преодолевают бездну, разделяющую людей, которые по определению должны быть самыми близкими друг для друга. Мы наблюдаем эту нерастраченную любовь матери к ребёнку и мужу, которая компенсируется любовью к собаке – Фёдору Михайловичу, ставшей главной заботой женщины на склоне лет.
 
Несмотря на всю сложность и остроту возникающих в пьесе болезненных вопросов, постановка смотрится легко, на одном дыхании, а после не остаётся чувства безысходности, возникает желание задуматься. И это самое главное, поскольку, как известно, осознание проблемы есть путь к её решению.
Постановка спектакля по этой пьесе была бы хорошим дополнением в репертуаре Иркутского драмтеатра, спектакль может привлечь внимание и молодого зрителя, и старшего поколения.
 
Напоминаем, что Творческая лаборатория Государственного театра является частью федеральной программы поддержки театров малых городов России, которая много лет реализуется в разных регионах страны Государственным театром наций совместно с Министерством культуры Российской Федерации. В этом году она прошла в Иркутске с участием четырёх профессиональных театров Приангарья.
Фото: 
Андрей Шипин
27.09.2022