Будь в курсе
событий театра

#ЗРИТЕЛЬ_ГОВОРИТ: О спектакле «Дети»

Разработка сайта:ALS-studio

Версия для печатиВерсия для печати
«Дети» попали под театральную критику от творческого объединения молодых деятелей искусства "НеоКлассический Синдром".
 
Обзор на режиссёрскую версию спектакля «Дети» в постановке Андрея Шляпина написала руководитель «НеоКлассического Синдрома" Александра Подковенко. Читаем и рассуждаем о спектакле по бессмертному роману «Отцы и дети» И. С. Тургенева.

***

Базаров в конце погибнет, но местами будет весело: обзор спектакля «Дети».
 

173-й театральный сезон в драмтеатре подарил иркутянам прекрасный, тёплый, в отличие от сибирской весны, и во всех смыслах большой подарок – спектакль «Дети» по мотивам романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» в постановке приглашённого из Набережных Челнов режиссёра Андрея Шляпина.
 

«Спектакль очень долгий», – этой фразой меня встретила подруга и волшебные служительницы зрительного зала. «Хорошо, мы не из пугливых», – подумала я и стала изучать окружение. Как выяснилось позже, мне посчастливилось увидеть режиссёрскую версию спектакля.
 

Сцена не обрамлена кулисами, декорации видны. Для меня это один из показателей «открытости» режиссёра. Безусловно, закрытая кулисами сцена – дань театральной традиции. Открытая же сцена как своеобразный аперитив для зрителя: она позволяет до начала действия изучить конструкции и поразмышлять над тем, что тебя ожидает в ближайшие несколько часов и как режиссёр распорядился этим пространством.
 

Поколение «Детей» в спектакле представили два молодых актёра театра – Николай Стрельченко и Артём Фальковский, исполнившие роли Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова соответственно. Среди «Отцов» – народная артистка России Наталия Королёва, заслуженный артист России Николай Дубаков, артисты Артем Довгополый, Сергей Кашуцкий.
 

Очень сильный состав дополняется практически стопроцентным попаданием актёров в роли, предложенные режиссёром. Юный и светлый взором Фальковский прекрасно воплощает младшего Кирсанова, практически во всём стремящегося подражать не менее молодому, но более опытному Базарову в исполнении Стрельченко.
 

Николая хочется отметить отдельно. Очень чёткая и точная передача чувств и внутренних переживаний главного героя, невероятная сила, благодаря которой артист держал в напряжении зал на протяжении 4 часов (напомню, режиссёрская версия), та энергия, с которой он взаимодействует с другими героями постановки. На протяжении всего спектакля мы наблюдаем, как персонаж трансформируется, и это видно не только через реплики и поступки, но и внешность – к концу спектакля глаза героя становятся совсем впалыми. Базаров оказался настолько ЕГО ролью, что местами становилось жутко.
 

Одна из прекрасных сторон магии театра заключается в том, что актёры, имея багаж собственного прожитого опыта, погружаясь в персонажа, которого им предстоит сыграть, проходят крайне интересную трансформацию. На сцене мы видим уже не просто Николая Стрельченко и не просто Базарова, а именно Стрельченко как Базарова и Базарова как Стрельченко.
 

Как ещё один яркий пример прекрасной актёрской работы хочется отметить Сергея Александровича Кашуцкого в роли Павла Петровича Кирсанова. Пурпурный фрак и офицерский стан аристократа, который отстаивает свои идеи и идеалы, являющиеся базисом его одинокой натуры – вот чем мне лично надолго запомнился Павел Петрович Кашуцкого.
 

Видно, что работа с труппой была проделана колоссальная: ни один персонаж не получился плоским. Тут стоит сделать отдельный реверанс в сторону режиссёра. Андрей Шляпин вообще предстал перед нами режиссёром-мультиинструменталистом. Он не побоялся ввести в спектакль куклу, с которой артисты отлично отрабатывают каждое движение, органично использовал проектор для «титров» на кубах-декорациях и вообще задействовал буквально всё пространство, которое было ему предоставлено – не только сценическое горизонтальное, но и воздушное над самой сценой. Летающие кубы и стол, крутящийся подиум-крест – большое количество переходов добавило необходимой динамики действию. «Тяжёлый» по времени и нарративу спектакль предлагается зрителю в весьма комфортной форме.
 

В спектакле очень много «живой» музыки: шелест воды, когда Аркадий умывается, шуршание камней, звон посуды, хруст надкусанного Базаровым яблока. Сцена дуэли Базарова и Павла Петровича – одна из самых сильных в спектакле не только благодаря игре упомянутых выше актеров, но и благодаря музыкальному сопровождению. «Дрожащий дом» буквально дрожал и звенел всеми предметами, которыми было можно, ускоряя сердцебиение зрителя. Мастером по звуку в спектакле выступил Алексей Орлов (II), что открыло его для меня с новой стороны.
 

Невозможно представить дом аристократов XIX века без музыкальных инструментов. Виолончель в доме Кирсановых появилась заочно, зато эффектно. А вот живое фортепиано в доме сестёр Анны и Екатерины всё же появилось на сцене, да ещё и с живым исполнением Шопена от Екатерины Константиновой.
 

Общее впечатление
 

Спектакль вышел настолько сильным, что казалось, будто под конец плакали даже мужчины. Такого спектакля Иркутск ждал давно. Яркого, эмоционального, наполненного. Такого режиссёра иркутская сцена ждала долго. Получился именно такой спектакль, который можно и нужно рекомендовать друзьям всех возрастов.
 

Выражаю благодарность всему техническому составу спектакля, режиссеру Андрею Шляпину и ассистенту режиссера Дарье Середкиной. Спасибо драматическому театру и министерству культуры региона, что этот спектакль случился с Иркутском.
 

Базаров в конце умер, как нам и обещали. Умер одной из самых красивых и трагичных смертей на иркутской сцене под стихи Евгения Евтушенко. Умер, чтобы ещё раз нам напомнить, насколько скоротечна наша жизнь и насколько непредсказуема будет наша смерть.
 

Теперь немного о самом произведении
 

Рассматривая «Отцы и дети» через призму теории модернов, перед нами представят абсолютно уникальная картина. Тургенев очень четко выразил в Базарове классического «махрового» постмодерниста, отрицающего и деконструирующего всё вокруг. персонаж сам по себе настолько яркий, подающий новые принципы и воззрения, что окружающие буквально боготворят его. Это тот самый постмодернист, который отрицает, разрушает, но не предлагает ничего взамен. Это прекрасный пример человека, которого можно встретить в конце ХХ века. Но есть нюанс – роман написан в 1861 году. Тогда ещё даже Модерн находился в процессе становления, о постмодерне и речи не было.
 

Отрываясь от критерия «время» не могу не отметить, что Базаров стремится глубоко в душе к метамодерну. В Базарове мы видим эти попытки через два проявления любви: к Одинцовой и родителям. Причем любовь к Анне Сергеевне он усердно в себе отрицает, помятуя о собственной природе нигилиста. Но всё же решается чуть-чуть посмотреть в сторону чувства и признается в любви. Отвержение является закономерным событием в цепочке поведения Базарова и перекрывает эту дорогу. Через любовь к родителям это стремление проявляется в добровольном соглашении на православные обряды молебная по случаю приезда к родителям и причастия перед смертью.
 

Трагедия «Отцы и дети» сегодня – человек оказывается не в своём времени и не имеет возможности приспособить свою душу к этой жизни. Подобно расхожему стереотипу о рыцарях, попавших в современный мир, перед нами предстаёт постмодернист, попавший в мир премодерна с его традициями и устоями. У каждых отцов они свои, но имеются. Базарову бы в 90-х быть нигилистом, но нет. И эту аналогию мы можем привести именно в 23-ем году 21 века, уже имея перед глазами опыт как западного, так и русского постмодернизма
 

Сейчас представителю посмодерна публично перейти в метамодерн мешает общество. У Тургенева переходу мешает сама жизнь. Этим и прекрасно произведение, этим и прекрасная постановка именно сейчас. Таким образом «Отцы и дети» приобрели новую актуальность спустя более чем 150 лет после написания.

*Сохранена авторская орфография и пунктуация.

Фото: 
Анастасия Токарская
Автор: 
Александра Подковенко
11.05.2023